Когда-то в лихие 90-е, закончив школу, 16-летний Сережа Безруков поступил на курс к Олегу Павловичу Табакову. — Я был самый маленький на курсе, — вспоминает актер. — Только Маше Порошиной тоже было 16. У меня день рождения в октябре, у нее в ноябре. Я ей тогда гордо говорил, мол, я тебя старше! …За пару десятков лет до этого, в Екатеринбурге, отец Сергея принял решение стать артистом. Возможно поэтому к нашему городу у Безрукова особое отношение. — Здесь, — говорит Сергей, — видели все мои спектакли. Даст Бог, увидят и все последующие. Нынче маэстро привозил к нам своего «Пушкина» и — новую «Реальную сказку», где выступил не только артистом, но и продюсером.
— Получается, вскрыли в новой ленте социальные проблемы, внесли свою лепту в развитие детского кинематографа в стране…
— Здесь у вас, на съемках фильма «Золото» мы сдружились с режиссером Андреем Мармонтовым. Однажды общались и обнаружили, что детского кино у нас в прокате почти нет. Полно фильмов голливудских, а мы чувствуем себя как бедные родственники. Хотя наш нынешний президент сказал, что нужно развивать детский кинематограф, деньги выделены. И видимо, они идут, но очень издалека… Недавно в прокат вышла «Книга мастеров» «Уолт Дисней Продакшн». Я спрашивал людей о впечатлении, и они как-то так кривили лицо (изображает гримасу — авт.), стало так обидно! Меня частенько упрекают в том, что я переиграл всех великих. (Хотя в моей биографии были разные!). И вот я подумал, сыграю Ивана-дурака! Стал соавтором сценария. Ленту мы сняли за два года совсем без государственной поддержки. Помогли инвесторы. Понятно, что мы прибегли и к американским методам: экшн, спецэффекты, куда без этого! Сцену битвы снимали в Праге, там заняты каскадеры, работавшие с Люком Бессонном на «Жанне Д"Арк».
— Чем еще интересна ваша «Реальная сказка»?
— Хотя бы тем, что там многодовольно симпатичного юмора. Взрослым будет интересно, уверяю. Мои знакомые сказали, что после просмотра этой сказки хочется поговорить с детьми. В «Шреке» же основная тема: взорвалась птичка, остались ножки. О чем говорить? А у нас есть драматические моменты, есть, о чем подумать, а, может, и всплакнуть. Там много смыслов, мы приблизились к шварцевским, горинским сказкам. Хотя продюсеры волновались, что нынче шварцевская сказка не окупится. Для многих было удивительно, почему наши богатыри работают в охране у Кощея. А куда им еще податься? У людей теперь джедаи, хоббиты, покемоны… Хочется, чтобы государство поддержало нас, чтобы опять снимали настоящие сказки, на которых мы с вами выросли. Прокатчикам мелодрамы неинтересны, они деньги зарабатывают. Но во Франции, например, любой прокат американской ленты обкладывается большим налогом, на который потом и снимается французское кино. У нас этого нет, хотя американская продукция везде. На «Трансформеров» идти что ли, посмотреть в их механические глазки? Нужно придумывать что-то всем вместе, сообща.
— Вы привезли сюда своего «Пушкина».
— Это спектакль я поставил по пьесе своего отца, знающего тему досконально. Пьеса очень живая, однако, я многим был недоволен, и решил создать свой… киноспектакль. Там сочетаются театр и кино. Прием не новый, но очень эффективный. Скажем, приезд Пущина в Михайловское: на экране заснеженные поля, пурга, звук приближающейся кибитки. Полное ощущение присутствия. Пар изо рта у Пущина, он кричит: «Пушкин, Пушкин!», и я выбегаю на авансцену. А в сцене венчания на экране — огромные глаза Натали (ее играет 19-летняя студентка ВГИКа Женя Нохрина). Эффект сильнейший, совсем не то, что в операторской шутке: «Ну что, пойдем в театр? — Нет, три часа общий план смотреть!..». Я очень люблю кино, и атмосфера в спектакле — киношная, интерактив. Четыре часа спектакля пролетают для зрителя незаметно.
— Что с той картиной, которую вы снимали здесь у нас, в Екатеринбурге?
— Я свою роль озвучил. Надеюсь, фильм «Золото», который мы снимали на Свердловской киностудии, выйдет в следующем году. Не знаю, насколько широко лента пойдет в прокате. Часто хорошие фильмы до зрителя не доходят. Недавно вышел замечательный фильм «Два дня» Дуни Смирновой. Там играют Федя Бондарчук — чиновника от культуры и — Ксения Рапопорт — музейную служащую. Так вот там служащие музея предлагают чиновникам провести экскурсию по музею — на коленях. Замечательный ход! Это в чистом виде положение нашей культуры сегодня. Такое унижение. Очень хочется встать с колен, распрямить спину… А есть еще авторское кино, ему тоже внимания мало. Мы почти не видим этих картин. Увидим ли «Елену» Звягинцева, «Фауста» Сокурова?
— Вы с болью рассказываете о положении культуры. Недавно на съезде ЕР с жаром выступал ваш коллега Владимир Машков. Вы ведь не менее влиятельны. Не хотелось самому пойти во власть, помогать культуре оттуда, вам предлагали?
— Предлагали много раз, но на своем месте я чувствую себя гораздо более убедительно. Да, только ленивый еще не обсмеял меня на предмет чрезмерного увлечения березами, полями и родиной. То ли после «Есенина» так получилось, то ли сериал «Участок» сыграл свою роль. Пародируют постоянно. Но ощущение родины во мне есть, это точно. И при этом я говорю, как чувствую, независим. Люди это понимают, доверяют мне. Друзья, инвесторы из Казани, денег на фильм одолжили. Может, у государства мы просто недостаточно хорошо просили поддержки, не знаю. На колени не вставали. Вот так и живешь. А в журналах — вот он, Сергей Безруков, улыбается. Мне порой искренне жаль, когда пресса известных людей «добивает». А у них при этом и проблемы могут быть, и горе. Думаешь, ну что за люди?! Те, кто по ту сторону экрана — самые уязвимые.
— Поэтому вы с женой не жалуете тусовки?
— Мы с Ирой не любим их, редко где появляемся. Стоит появиться, пресса сразу безумствует. Особенно любят фотографировать, когда люди едят (демонстративно «жует» — авт.) Реакция репортера: «О, гляди, напишем: он больной, болеет! У него закрытые глаза! Нет, ему скучно!». А ты моргнул просто…
— Вы с супругой оба люди творческие, что предполагает непростой характер у каждого. И при этом Ирина кажется почти вашим ангелом-хранителем.
— То, что Ирина сыграла в сказке Василису премудрую, конечно, откровенный блат. Мне хотелось, чтобы семья — Иван Дурак и Василиса Премудрая — была настоящей. Есть даже анекдот: вышла Василиса Премудрая замуж за Ивана Дурака и стала Василиса Дурак… Жена у меня украинка, темперамент южный, но я терпелив. Мы советуемся, работаем вместе. Не подумайте, что наша с Иришей жизнь — сплошные репетиции. Иногда, конечно, обсуждаем проблемы, но, слава Богу, живы и вместе, это хорошо.
— Столько съемок, столько работы. Как восстанавливаете силы?
— Источником энергии является выходной день. Отдыхать получается редко. Спрашивают, мол, а летом у вас бывает отпуск? Конечно, теоретически, это возможно, но так жалко терять время! Вот в «Черных волках» зимы было много. Эффектно, конечно, со стороны: герой борется по пояс в сугробе, снег забивает ему глаза. Красиво, но это все играть надо! И молишься, чтобы потеплело, чтобы без пара изо рта. Очень хочется летом посниматься, поэтому все летние отпуска обычно тратишь на кино.
Этим летом я играл вратаря в фильме «Матч», он выйдет в следующем году, если мартовские события не отобьют у зрителя охоту ходить в кино. Речь о знаменитом «матче смерти», когда киевское «Динамо» играло в войну против немцев. Кстати, местные считают, что советская власть Украине больше вреда принесла. Но Яр-то сотворили немцы! И вот мы играли удивительную историю героев, которые под танки не лезли, дзоты телом не закрывали, а просто под страхом смерти в 1942-м обыграли фашистов на футбольном поле. Это мы сейчас их победить не можем, а тогда — могли. Я сыграл вратаря — одессита, потом, даже приехав в Москву, продолжал по-одесски говорить, мне так понравилось! Актеров обучали футболу профессионалы, и за три месяца практически сделали из нас футболистов. Я сам на воротах такие мячи вытягивал, что все диву давались. У меня «физика» хорошая, но до сих пор не пойму, как это делал. Футбол снимали с шести камер, играли по-настоящему. Вратарь — опасная профессия!
— Вы прекрасно играете в комедиях. Ждать новых фильмов?
— Обожаю комедии, я человек очень веселый! Но режиссеры обычно видят во мне героя. В планах — съемки в приключенческом кино о временах войны 1812 года, очень ярком, смешном, молодежном. Буду играть поручика, улана, рубиться на саблях, скакать на коне и брать редут. Беременных мне сыграть не предлагали, это уже сделали Дима Дюжев и Шварценнегер, так что я надеюсь чего-нибудь попроще, позатейливей сыграть. Очень хочется верить, что появятся у нас и новые комедии, и новые сказки. Вопреки фразе «бизнес, ничего личного», которая правит миром. Я не спрашиваю с кого-то, я работаю. Хотя нынче у нас требуют скандалов, мы люди подневольные. Но «был один, который не стрелял».
— В общем, отличаетесь от других. Вас и в рекламе не видно…
— Это так, и пока я держусь, правда, из последних сил. Долги порой такие, что уже готов куда-нибудь пойти. А потом думаешь, Боже ты мой… Нам в «Реальной сказке» предлагали и водочку, и сигареточки рекламировать, как ни странно. Отказался категорически. Хотя Кощей у нас курит. Нашему герою Максиму Шибаеву по фильму 14. Актеру, Сашке Богатыреву, уже 16, занимается спортом, танцами, физикой, артистом быть не хочет. Я верю в нынешних молодых, верю в чудо. Без этого зла не победишь. За детское кино надо бороться как Быков, Приемыхов это делали. Никто, кроме нас. Опять я рискую превратиться в былинного героя. Последний анекдот знаете? У Безрукова дома стоит березовая соковыжималка… И все равно мир не без добрых людей!
Классный он все-таки мужик!!!
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов