Отец одиозного Октава из «99 франков», автор утверждения «любовь живет три года» (и одноименного романа) знаменитый француз Фредерик Бегбедер пообщался с екатеринбургской публикой. Модного гостя ждали с нетерпением, пару-тройку лет назад его романы действительно «взорвали» некоторым мозг. Теперь все поутихло, романы, как и положено, экранизируются, а автор ездит по городам и весям, наслаждаясь заслуженной славой и лаврами пророка. Екатеринбург мсье Бегбедер посетил в рамках проекта The Art of Parliament.
— С 2000 года я часто приезжаю в Россию. — Признается долговязый очкарик Фредерик. — Благодаря этим поездкам возник роман под названием «Идеал». Постановка фильма по этой книге и явилась причиной того, что мы, вместе с моими сценаристами Николя и Брюно, сегодня здесь, перед вами. Я хожу повсюду, смотрю натуру, выбираю актеров. Вообще, наблюдаю и анализирую людей вокруг, для меня это интересный опыт.
Искусство сегодня подчиняется коммерции. Выставка «Искусство парламента», на которой мы присутствуем, подтверждает это. Моя книга «99 франков» — история о рекламе. Николя и Брюно, написавшие сценарий по этой книге, хорошо понимают связь между маркетингом, рекламой, искусством и книгами.
— Фильм «Идеал» в русском прокате будет называться «99 рублей», это правда?
— Абсолютно.
— Знаете, что можно купить на 99 рублей, это очень небольшая сумма.
— Да, знаю, что практически ничего.
— Действие вашей новой книги происходит в России, будете ли использовать российских актеров?
— Конечно, вот сегодня в ночном клубе и начнем кастинг. Николя как раз все еще делает заметки к сценарию. У нас есть определенные тесты, пройдя которые, можно участвовать в съемках…
— Работаете ли вы сейчас над каким-то романом?
— Нет, я занимаюсь постановкой фильма на мою книгу «Любовь живет три года». Николя и Брюно помогают. Фильм выйдет во Франции 18 января. Мне было интересно заняться кино. Мой кумир в режиссуре, кстати, Федерико Феллини.
— Вы ведь еще и снимаетесь. На следующей неделе во Франции выходит фильм «Славный городок» с вашим участием…
— Да, я много раз был актером, нахожу это ужасно интересным. Пока не предлагали роли в экшне, а мне бы очень хотелось сыграть что-нибудь в духе Жан Клода Ван Дама.
— В вашей биографии значатся даже съемки в порнографическом фильме…
— Я участвовал в фильме «Дочь лодочника». Должен вас разочаровать, это действительно порнографический фильм, где все занимаются любовью, — кроме меня. Я согласился, ожидая, что все-таки что-нибудь хорошее случится и с моим героем, но ничего не случилось, все прошло по сценарию. Это было большим разочарованием.
— Чтобы делать российский фильм, нужно знать русский слэнг. Учите?
— О, да. Нас уже начали учить крепким русским словечкам.
— Можете вкратце описать сюжет нового фильма «99 рублей»?
— Речь идет о молодом человеке. Потрепанный судьбой и слегка потерянный, он приезжает в Россию, чтобы немного развлечься. Понятно, что именно здесь он обретает любовь, а вместе с ней — смысл жизни и некую искренность, человечность. Мы и приехали в Москву и Екатеринбург, чтобы почувствовать русскую душу. Организация съемок пока в процессе. Действие по книге происходит главным образом в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя мы бы хотели, чтобы наш герой посмотрел страну.
— Что заставляет вас ездить в Россию с 2000 года, чем вам интересны русские?
— Россия для меня — это три основных составляющих: фатализм, меланхолия и душа. Если вы читали мои книги, главный смысл там — отсутствие Бога. В XXI веке частенько персонажи немного потерянные, ищут смысл жизни. Октав, или нынешний герой, сценарий про которого сейчас пишется — они оба такие. Вместе с тем, в фильме «99 франков» очень много религиозных символов. Например, можно увидеть актера Жана Дюжардена, который играет Иисуса. Собственно, я тоже выгляжу в этом стиле. Да и ходить люблю в сандалиях.
Ваш город по-своему «славен», здесь расстреляли царскую семью. Я бы хотел узнать, не ждет ли меня та же участь. Скажем, когда вечером в клубе люди услышат мою музыку, им тоже захочется меня убить.
— Что сподвигло вас заняться диджейством?
— Для меня это не профессия, менять диски очень легко. Это хобби. Вообще, работа диск-жокея, предполагающая использование чужих дисков — в какой-то степени обман. Знаменитостей зовут играть диски просто потому, что они ставят музыку по своему выбору. А это любопытно публике.
— Скажите, какие алкогольные напитки вы предпочитаете?
— Я француз и должен бы был предпочитать вина, но я предпочитаю водку.
— Знаете ли вы творчество современных русских писателей?
— Недавно я опубликовал большой список рекомендуемой литературы во Франции. В этом списке — ваш Виктор Пелевин. Он, как и я, исследует вопрос о роли художника, творца в капиталистическом мире. Мне также очень нравится и напоминает меня кот Бегемот из «Мастера и Маргариты». И Булгаков вообще. Недавно во Франции вышла книга одного русского писателя, которая называется «Ботинки, полные горячей водки». Я не читал, но название прелюбопытное.
— Три великих книги, по-вашему?
— Библия, Астерикс в Швейцарии и, конечно, «Война и мир».
— Ваш герой Октав говорит, что невозможно одновременно прогибаться под мир и — пытаться его изменить. Каков ваш личный выбор?
— Карл Маркс попробовал изменить мир, у него был такой опыт. Я более сдержан по сравнению с ним, более скромен — в вопросах изменения мира. Вам должна быть известна фраза из «Капитала» — «В мире главное — изменить мир». Я бы перефразировал ее — главное в мире — смотреть на мир, а не изменять его.
— Наблюдение за миром и вдохновляет вас на написание книг?
— Иногда вдохновляет водка. Помимо водки, конечно, я долго выжидаю момент, когда у меня начнется нечто вроде наваждения. Оно может возникнуть от женщины, или от прочитанного романа. Ловлю этот момент, и тогда начинаю писать. Иногда нужно выждать какое-то время, чтобы роман вас нашел. Это действительно похоже на то, как мы вдруг неожиданно влюбляемся, увидев кого-то. Так же неожиданно в голову может прийти сюжет.
— У вас очень скандальная, эпатажная репутация. Ваш герой, как и вы, кажется прожженным циником, но под этим, наверное, кроется нечто совсем другое?
— Я гораздо проще, чем моя репутация. Я не думаю, что скандалы — нечто специально организованное. Просто когда я говорю на какую-то тему, это частенько вызывает большой ажиотаж. Сегодняшняя литература действительно нуждается в гневе, в революции, в спектакле, наконец. Нужны юмор, эмоции, иначе она просто умрет. Просто необходимо — написать так, чтобы вы это читали! Если бы я немного не играл клоуна, я бы сидел сегодня один, и не встречался с вами! Кстати говоря, часто литературные конференции проходят не в коммерческих центрах, а в библиотеках. И настоящие поэты — действительно одиноки, а послушать их приходят пожилые люди…
— Вы и копирайтер, и писатель, и диджей, и редактор, и кинематографист. Что побуждает браться за столь многое?
— Основной мой мотив — страх скуки и страх безработицы. Отсюда и многочисленные сферы моей деятельности. Возможно, это связано с шизофренией — когда ты за короткое время успеваешь побывать в шкуре 28 персонажей. Нельзя быть хорошим везде, нужно просто попробовать достаточно много, чтобы понять, что ты предпочитаешь, что удается тебе лучше всего.
На прощание Фредерик простирает длинные руки к публике и говорит на ломаном русском: «Спасибо. Я люблю тебя».
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов