Роман Григорьевич Виктюк — это, пожалуй, целая планета. От него веет безграничной свободой. Внешняя — проявляется в хохотках, матерках, «тыканьи» всем и каждому, клоунаде с удовольствием и страсти к эпатажу.
Но внешними проявлениями дело не ограничивается — свобода сидит у Виктюка внутри. Вкупе с талантом, эрудицией и общей яркостью сочетание впечатляющее. В Екатеринбург он приехал со своим театром, и немного — со спектаклем «Сон Гафта, рассказанный Виктюком». На встрече поприсутствовали оба. Гафт пожаловался на Жванецкого, в двух словах рассказал о предыстории «сна» и убежал. Виктюк же, только что прикупивший пару «никому не нужных» платочков в Ettro, не торопился и явно был «в ударе».
— Роман Григорьевич, есть сведения, что вы собираетесь посетить в Екатеринбурге Ганину Яму и Храм на Крови. Места грустные, связанные с гибелью Николая II. В этой связи, не лежит ли на нашем городе некий негативный отпечаток?
— Лежит, конечно, лежит. На всей стране лежит этот отпечаток. И нужно покаяние. Тот спектакль, который мы привезли — как раз об этом.
— Т, е. спектакль — как бы часть покаяния?— Покаяния не может быть часть. Только общее. Сколько лет Моисей водил евреев? 40 лет. Почему так долго? Ведь расстояние от того места до Израиля можно пешком пройти за один день. А просто он понимал — пока не вымрут поколения, знавшие пленение, ничего не изменится. Последний человек должен потерять память о том унижении. Тогда есть шанс. В пыль превратятся те, кто не покается. А пока никаких усилий никто для этого не прикладывает. Нет Моисея! Если все это у нас началось в 2010-м, прибавьте 40 лет? Я не умею считать, но это нескоро.
— Какое отношение к покаянию имеют Жванецкий и Зюганов, фигурирующие у вас в спектакле?
— Не имеют они отношения. Зюганов вовсе не понимает, что это. Радзинский — получше. А Миша все же связан со страной Моисей, потому он и дежурный по стране. Я, между прочим, первый ставил его, когда его вообще запрещали! И Шифрина, и Хазанова ставил первый. Жванецкому ставил целый спектакль в Театре эстрады. Миша-то к покаянию готов, он человек духовный. А вот страна…
- Роман Григорьевич, правда, что Михал Михалыч подал в суд на вас за то, что вы его «изобразили» в своем спектакле? И Радзинский, говорят, тоже.
— Да кто вам сказал? Это гнилье, они спят и видят, чтобы он подал в суд! А с чего ему подавать? Вы спектакль посмотрите. Это же Сталин, причем тут мы с Гафтом? Вранье!!!
— Но вы к ним все-таки относитесь без особой симпатии? «Приложили» даже Жванецкого.
Гафт: — Да ну что вы! Они ничего плохого мне не сделали. Я играл в пьесах Радзинского, знаком с ним еще со времен Эфроса. Когда я эту чепуху придумал, позвонил Эдику и позвал на репетицию. Сказал, мол, что тебе не понравится, все вычеркнем!
А что касается Жванецкого, это общепризнанный гигант из Одесской области, ставший общенародным любимцем. Дежурный по стране и прочее.
Но при всем его величии, он мне нужен был для пьесы. Его тоже можно было ковырнуть. Не в смысле унизить, он все равно на пьедестале, кто я такой, чтобы его оттуда толкать? Но я считаю, что он заболтанный собой писатель. И я об этом сказал. Что здесь такого страшного? В спектакле он острит, зрители хлопают. Что касается Зюганова, не знаю его реакции, он молчит. Был разговор о суде, но все передумали.
Я восхищаюсь Жванецким, у нас нормальные отношения. Мы как-то сидели в одной компании, и меня попросили почитать эпиграммы. Я с удовольствием откликнулся, а он стал перебивать, говорил, что забыл портфель, вообще говорил, закусывал, мешал. А потом по телевизору в «Дежурном по стране» — я к несчастью, посмотрел это, — он сказал:
— Некоторые поэты за едой читают свои стихи. Надо терпеть, терпеть, прощать.
— Ах, думаю, сволочь ты такая!.. Я написал на него одну эпиграмму, но ему не читал. Товарищ его сказал, — не надо, он узнает, расстроится. Жванецкий есть Жванецкий. Ему, по-моему, ничего уже не страшно. Это самородок.
— Роман Григорьевич, а вы как выбираете, куда сходить, что посмотреть?
— Из недавнего видел «Гамлета», привезенного ленинградской «Александринкой». А вообще, когда чувствую, что пахнет нехорошим — не иду.
— А что такое «пахнет нехорошим»?— Говном.
— Екатеринбургская публика вас обычно радует?— Екатеринбургская публика всегда принимает фантастически. Здесь есть свой особый дух. Есть Коля Коляда, которого я вообще первый ставил. Поехать и ставить «Рогатку» в Америке и Италии могло прийти в голову только мне. Умный человек не допустил бы этого даже во сне. Вторую его пьесу — «Полонез Огинского» великолепно играют Люда Максакова и Сережа Маковецкий. Так что к Екатеринбургу у меня отношение особое. Сюда всегда еду с радостью. Новый спектакль «Король Арлекин» мы сыграли еще только в Москве и Петербурге. Хотим проверить на вашей публике. Вчера ехали в самолете, и все местное начальство сразу начало просить билеты.
— Только что Роман Полански, ваш тезка, получил награду европейской киноакадемии за фильм «Призрак». Ваше отношение к вашему тезке?
— Почему я должен верить всем глупостям, которые столько лет про него пишут? Вот только что на пианиста Михаила Плетнева выливали грязь, а недавно сказали, что все это неправда. Ну и что, я должен верить всей этой грязи? Я отлично знаю Мишу, он замечательный дирижер. Поражаюсь его мужеству, он продолжает стоять у пюпитра и дирижировать.
— Вы болельщик? Как восприняли информацию о том, что Россия в 2018-м году примет чемпионат мира?— Мусик, я ведь понимаю, сколько уворуют! И не только я один. Вчера в самолете читаю — уже в газэтах подсчитывают, и даже знают, сколько исчезнет. Это самое грустное.
Физкультура не меняет общество. Культура — да. Если б произошло что-то, поменявшее бы отношение к культуре, это было бы счастье. Не может культура жить без госбюджета. А они сейчас вообще хотят театры лишить бюджетных денег, понимаешь? Ленин, ваш вождь, когда его спросили, мол, что делать с театрами: Большим, Малым, Художественным; ответил, мол, «чик» сделать!". И сделали.
— В вашей родной Украине, в городе Бердичеве уфологии решили поставить памятник инопланетянам, погибшим при столкновениях с землянами. Актуально, как думаете?
— Если у них есть деньги — пожалуйста! Мне во Львове тоже хотят поставить памятник. Уже есть Люсе Гурченко и Кобзону. Ему, правда, по грудь, а мне хотят — в полный рост. Что от этого меняется?
— Какие планы на Новый год?— В Новый год буду репетировать — в Алма-Ате с потрясающими молодыми казахами. Ой, они меня обожают, я вхожу, они плачут! Я, знаете, ставил по миру черт-те сколько, хотя ни одного языка не знаю. Режиссеру это необязательно, у него нет такой кнопки. У частосера — есть. А у режиссера — нет! Ставил в Италии. Девок-переводчиц выгнали, они не чуяли ничего, не могли передать. Десять дней до премьеры, а я знаю два слова. Все забывал, что такое «камбэк». И тогда я их сам научил главным словам: «чичирка» — мужской орган, «манюрка» — женский. И что такое, когда они сходятся. Хотя за весь период они так толком и не выучились. Уже когда слова «чичирка» не хватало, пришлось объяснять, что такое «ни х… я», и «до х… я»… Бесполезно.
— По телевизору в Новый год вас будут показывать?
— Ну во-первых, каждую субботу я «п…дю» на канале «Культура». Программа называется «Игра с классиками». Я говорю с великими музыкантами. Буду и в новогодней передаче II канала вместе с Аллой Пугачевой и Максимом Галкиным. Я его знаю очень давно. Будет очень смешно, потому что он зажатый… Меня нет только в передаче «Доброй ночи, малыши», как пишет желтая пресса…
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов