Фильм «Девять» представляли двое — продюсер Тимур Бекмамбетов; нам хорошо известный как режиссер прославленных «Дозоров», продолжения «Иронии судьбы», голливудского боевика «Особо опасен», и — один из актеров мультика Владимир Турчинский (далее именуемый Динамит). Турчинский прибыл с камерой и щелкал ею снимавших его фотографов, слегка их шокируя. Оба были в хорошем настроении, улыбались и с готовностью рассуждали как об Анджелине Джоли и разнице между нашими и западными актерами, так и о вечных ценностях — доброте, самоотверженности, любви. «Хотелось бы, чтобы ее было побольше!».
— Тимур, скажите, в чем состояла ваша задача как продюсера в картине «9?
— Моя роль, как и роль любого продюсера, заключалась в том, чтобы найти подходящий материал; автора, книгу, сценарий. В данном случае — молодого режиссера Шейна Экера, сделавшего короткометражный фильм «Девять». И понять, что это потенциально большое кино для международного проката. Так вместе с моим партнером Джимом Лемли в 2005 году мы вышли на Шейна. Хотя это было нетрудно — он как раз только что победил на фестивале в Сандэнсе. Договорились, что делаем вместе проект полнометражного мультипликационного фильма.
Дальше был разговор с Тимом Бертоном, совершенно необходимым нам в команде, поскольку умеет делать мультфильмы. Потому что ни я, ни Джим Лемли никогда не делали мультфильмов! Мы были благодарны Тиму, что он согласился быть частью нашей компании. А дальше, на протяжении четырех лет я выполнял продюсерскую функцию. Она очень простая — ты отвечаешь за то, чтобы фильм состоялся. И — за то, чтобы он был таковым, каков был задуман с самого начала. Четыре года срок большой, все может случиться.
Продюсер в процессе кинопроизводства имеет очень важную функцию — пока фильм не увидит зритель, именно продюсер является для режиссера олицетворением зрителя. Режиссер снимает для него. Я это вам говорю ответственно, потому что сам режиссер. Я всегда должен снимать для кого-то. К счастью, у меня всегда были хорошие партнеры-продюсеры — Константин Эрнст, Анатолий Максимов. В Америке это Марк Плат, с которым я делал «Особо опасен». Продюсеры очень хорошо представляют аудиторию. И если то, что ты делаешь, их волнует, заводит, значит, ты будешь так же успешен и в глазах аудитории. Мы с Тимом Бертоном менялись: то я больше занимался фильмом «Особо опасен», а он — фильмом «Девять», то я был свободен, он снимал «Суинни Тодд», сейчас снимает «Алису». Так мы периодически передавали друг другу эстафетную палочку, пока не довели фильм до конца.
— Вы сам творчески что-то привнесли в фильм?
— Все, что придумано, придумано Шейном. И по-другому говорить было бы просто некорректно. Ему за это отвечать как режиссеру. Хотя в России все равно придется отвечать мне. А вообще, это авторское кино, кино Шейна: он придумал эту историю, персонажей, сам анимировал. Он сам очень похож на все эти куклы! Наша задача была исключительно помогать ему быть самим собой и реализовывать то, что было у него в голове.
— Одного из героев озвучивает Геннадий Хазанов. Насколько легко он согласился?
— Согласился он легко. А почему решили позвать именно его? Пожалуй, не помню.
Со мной работала команда. И чья-то идея оказалась очень эффективной. Добавлю, что музыкант Гуф и в жизни очень похож на Пятого, одноглазого. Он такой же «травмированный» и картавит. Есть ощущение, что он немножко «контуженный».
— Тимур, как вам работалось с Тимом Бертоном, вы не подружились? Стоит ждать еще каких-то совместных проектов?
— Для меня кино вообще в первую очередь возможность знакомиться, общаться с людьми. Причем не только с коллегами, а вот еще и с вами, например. Без кино у меня такой возможности бы не было. Это самое прекрасное, что может быть в жизни! Благодаря «Девять» я познакомился с Тимом Бертоном, одним из самых любимых моих режиссеров из всех ныне живущих. Человек он очень искренний, абсолютно не заносчивый, лишенный звездности. По складу характера и ума он мистик и немного скрытен. Поэтому многочисленные контакты, думаю, его тревожат. Приходится отвечать на вопросы, на которые он и сам себе не всегда способен ответить. Я с ним во многом согласен. Я тоже считаю, что чем больше говоришь, тем меньше понимаешь.
— С исполнителем главной роли в вашем голливудском боевике «Особо опасен» ирландцем Маккэвеем было интересно работать?
— По духу он очень похож на русских актеров. Один из немногих актеров-американцев, кто каждый вечер служат в театре. С ним нелегко, но интересно. Во время съемок все очень напряженно — часто нет времени даже договорить фразу, нужно понимать с полуслова, полувзгляда. При этом у Маккэвея очень тяжелый шотландский акцент, а у меня — русский, соответственно, понять друг друга было очень сложно. Махали руками.
— Вы сказали, что Маккавей «совсем как русский актер». А в чем разница между русскими актерами и зарубежными?
— Девятого в английской версии озвучивает Элайджа Вуд, а в русской — Константин Хабенский. И конечно, никакого сравнения нет, потому что Хабенский сделал персонажа не просто меланхоличного. Элайджа Вуд, конечно, очень хороший актер, но все же, не уровня Хабенского. Он такой меланхолический романтик. А Хабенский — характерный актер, который в душе своей — клоун и герой. Для «Девяти» это было очень важно. Персонаж, сделанный Хабенским, гораздо романтичнее. Элайджа Вуд сделал тинейджера.
— Это вообще детский мультик?
— Это мультик детский. Я уверен, что особенно важно его смотреть детям лет 9-12-ти. Потому что, во-первых, они должны развлекаться, а это зрелище, способное тебя вдавить в кресло на полтора часа; а во-вторых, темы, которые обсуждаются, для детей чрезвычайно важны. Ребенку просто необходимо задумываться — кто он, откуда, для чего в этом мире? Он должен понимать, что все машины — неодушевленны, и могут когда-нибудь сотворить нам недобрую службу.
— Вы думаете, дети будут спать после просмотра этого фильма?
— Знаете, игры основных почитателей фильма — детей 8-12 лет — гораздо жестче нашего фильма. После просмотра дети себя идентифицируют с маленькими героями, спасающими мир.
— Тимур, как продюсер вы просчитывали успех и возможные кассовые сборы в России и за рубежом? Тематика фильма все же отчасти философская. И исторически ближе российскому зрителю, нежели американскому.
— Безусловно. Вы видели российскую версию, и она сильно отличается от американской. Митя Глуховский, адаптировавший текст, переписал сюжет. В американской версии нет истории про то, что все эти куклы — реальные люди, близкие и знакомые ученого. В американской истории это просто части его души. А Митя Глуховский как раз и придумал, что в память тех людей, которые жили вокруг него и погибли, ученый сделал этих кукол. Каждая из них заканчивает миссию живого прототипа. Так что это фильм о душе. О судьбе конкретного человека и его души, которая перенеслась в куклу.
Фильм действительно близок к русскому искусству, потому что он касается тем, которые американское кино, как правило, не затрагивает. Они вне культурного американского кода. Тема души не как души в фильме «Привидение», а как чего-то сакрального. Это было в фильме Шейна Экера, но мы — усугубили. Конечно, дети, когда смотрят этот фильм, не считывают так глубоко. Но слова остаются в них навсегда — остается понимание, что душа должна быть свободна. Это не религиозная тематика, но — на уровне символов. А дальше, может, объяснят родители.
— Вы не планировали выпустить этих кукол в материальном исполнении?
— Куклы есть. Не знаю, когда они будут доступны, сразу во время показа или после. Они замечательные. Сделаны, как обычно, по-моему, в Китае.
— Если вернуться к теме Анджелины Джоли, писали, что вы хотите снимать продолжение фильма «Особо опасен», и ведете с ней переговоры относительно ее участия в фильме?
— Это правда. И переговоры еще не закончены. Но я очень надеюсь, что в ближайшие две недели закончатся — и успешно. Сценарий фильма закончен, и должно начаться само производство фильма.
— Тимур, а не хотите взять западных актеров, ту же Джоли, и снять ее в роли Софьи Перовской, скажем, в питерских декорациях?
— Я считаю, что она идеальная актриса для того, чтобы сыграть роль Софьи Перовской. Это вполне может случиться.
— Расскажите, какие проекты у вас на очереди помимо продолжения «Особо опасен»? Пишут о новом фильме «Черная молния».
— Во-первых, надеюсь, что будет продолжение «Девяти». У нас ведь четыре героя остались в живых, им надо как-то размножаться, заполнять безлюдный пейзаж. Кроме того, мы закончили фильм под названием «Черная молния». Новый фильм — о человеке, который полностью отдает себя служению людям. Это его идея, которой он не стесняется, но и не декларирует, как это делается обычно в «Спайдерменах». Как обычно, девушка ни о чем не догадывается и поэтому смотрит на другого парня. Будет, конечно, традиционная история испытания героя на прочность. Вообще же, события происходят под новый год, и это новогоднее кино для самого широкого зрителя. Обещаем много спецэффектов.
Там играют молодые, 22-летние актеры Гриша Добрыгин, Екатерина Вилкова и Иван Жидков. Он гениальный актер! Эта троица по типам очень похожа на троицу Яковлева, Брыльской и Мягкова. Отца Гриши играет Гармаш. В фильме снялись Валерий Золотухин и замечательный актер Дато Бахтадзе, давно живущий в Америке и снимающийся мало.
А еще сейчас снимается российский фильм с Константином Хабенским в главной роли. Это комедия про детей-беспризорников, которые выиграли чемпионат России по футболу. Фильм снимается в Ейске, на родине Федора Поддубного. И выйдет в апреле, прямо перед чемпионатом мира по футболу. Это ближайшие планы. Про дальние пока говорить не могу.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов