Если российская промышленность без лишней бюрократии и трезво подойдет к вопросу и качества выпускаемой продукции, и условиям работы в первую очередь с точки зрения безопасности, то шанс вывести экономику промышленности на новую ступень появиться может. Однако откладывать вопрос таких изменений больше нельзя: если импорт продолжит натиск, то количество промышленных объектов сократится втрое только за следующие пять-шесть лет.
Главное — чтобы аттестация рабочих мест превратилась для промышленностью не в галочку или обычную графу формального заполнения, а стала реальным пунктом. Анализ свидетельствует: потери промышленности в связи с возникновением внештатных ситуаций составляют не менее 7% в натуральном выражении, а сточки зрения материальных затрат сумма будет крайне огромной. Поэтому говорить, что менеджмент исключительно экономит, пренебрегая безопасностью, уже нет смысла: даже при теоретическом допущении отсутствия штрафных санкций само производство раз за разом будет давать болезненные сбои.
Выход следует искать, чтобы каждое разрешение на применение Ростехнадзор выдавал также с минимум бюрократической волокиты и максимальным вниманием к реалиям, имеющим место на производстве. Оставаясь ключевым органом контроля в этой сфере, Ростехнадзор часто не выполняет функции из-за вечных российских проблем, перекочевавшими в промышленности с советской эпохи. Штрафные санкции должны в корне поменять свой принцип, ведь пока они остаются механизмом давления на руководителей объектов и предприятий для выбивания из них по сути взяток, то говорить о положительных сдвигах вообще не придется.
Единственное решение — изменить в корне систему внутреннего контроля, наказания и внешнего мониторинга. В любом случае штрафы не могут быть выстроены так, что от их полной выплаты будет появляться возможность для закрытия предприятия. В этом случае штрафы в промышленностью окончательно будут обходиться коррупцией с одной стороны и использоваться в рейдерских атаках — с другой.
Требует пересмотра и действующая экспертиза зданий и сооружений, не учитывающая многочисленные факторы последних двадцати лет. Являясь одним из основных документов с точки зрения прохождения контроля яза техникой безопасности, такая экспертиза даже при полном формальном соответствии проверяемого объекта требованиям может оставить значительный пробел для потенциальных угроз, в то время как многие ее нормы, особенно в части электроизоляции, с развитием технологий могут быть пересмотрены в сторону либерализации.
В любом случае, во многом успех изменений будет зависеть от СРО, которые уже весьма многочисленны и достаточно на многое научились влиять как на уровне принимаемых законов и постановлений, так и на уровне прямого давления на профильных чиновников вне зависимости от территориального подчинения последних. К тому же СРО сами заинтересованы в совершенствовании подходов в вопросе безопасности в промышленности.
На правах рекламы
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов