КРАСНАЯ БУРДА: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КРАСИВОМ ВЕЛОЦАРАПТОРЕ…
На днях вышел 150-й номер красы и гордости нашего края, журнала со звучным названием «Красная Бурда». И, хотя возраст издания еще не сравним с возрастом британского юмористического журнала «Punch» (который разменял уже не 150-й номер, но 150-й год!), перспективы у нашей Бурды вполне радужные.
Они явно читаемы и любимы. А еще многие регулярно слушают их «вживую» — по радио-телевидению. Истинный талант-таки нашел себе дорогу к широкой общественности? В нашем разговоре поучаствовали два звездных Владимира — Логинов и Маурин (редактор и ответсек), а также директор журнала «Красная Бурда» Макс Шишмарин.
— Чтобы как-то разнообразить интервью, начну с конца, расскажите, пожалуйста, о своих творческих планах?
Шишмарин: — Ну, в моих планах пойти домой и поспать. Вчера отмечали выход юбилейного, 150-го номера журнала «Красная Бурда». Если это, конечно, творческий план…
Логинов: — Я сейчас собираюсь компьютер в починку везти. А планы озвучить надо на сегодня или вообще? Можно и по-другому сказать: я собираюсь сейчас отремонтировать компьютер, чтобы в последующем сделать на нем первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой и далее — вплоть до 12-го включительно номера журнала. Таковы планы на год. Почему я не упомянул восьмой номер? Потому что его мы должны будем сделать заранее, ибо на восьмой месяц — август — у нас в творческих планах значится отпуск.
— Скажите, почему все же в коллективе редакции одни мужчины. Не женское это дело, юмор?
Маурин: — А у нас не одни мужики — вон девушка сидит, она, кстати, тоже выпивала вчера. (Девушка Лена на протяжении всей беседы активно участвует в разговоре, утверждая, что она-то как раз и есть настоящий член редакции — ЮГ)
— Скажите, не кажется ли вам, что вы уже, скорее, артисты разговорного жанра более, чем сотрудники редакции журнала «Красная Бурда»? Как-то вы больше в артисты подались…
Логинов: — Нет, это неправда.
Маурин: — Куда надо говорить? Мы не подавались ни в какие артисты, мы продавались. Но и, тем не менее, на сцене с бумажками мы появляемся, допустим, раз двадцать-тридцать в году. А без бумажек в этой комнате мы появляемся примерно 360 раз в году. Поэтому мы, скорее, остаемся сотрудниками журнала, чем артистами.
— Вы зарабатываете на журнале какие-то деньги?
Маурин: — Да. Размер денег мы тебе не скажем. Даже директор не скажет. На пельмени хватает. Вот на свитер хватило человеку. На машину не хватает. Никому. Журнал как финансовая структура, прибыльный, но малоприбыльный.
— Как всякий журнал?
Логинов: — Совсем не как всякий. Вот, скажем, если бы он назывался «Прибыльный журнал»…
Маурин: — Или был бы какой-нибудь журнал «Помещик» или «Эсквайр». Журналы «Деньги» и «Happy» - тоже прибыльные, конечно. Вообще родственные журналы.
— Как вы считаете, ваши регулярные занятия юмором помогают вам сохранять оптимизм, держаться в тонусе по жизни?
Маурин: — Нет. Они нас изматывают, превращают нас из бодрых, веселых молодых людей в раздерганных, нервных и старых.
Шишмарин: — А мне кажется, помогают. Обычно я именно веселый и задорный, а сегодня просто устал.
Логинов: — В ситуациях, когда, казалось бы, все идет прахом, я стараюсь — особенно к чужим несчастьям — относиться с улыбкой, с иронией. И это мне помогает пережить чужие несчастья.
Маурин: — И вообще, «регулярные занятия юмором» звучит как-то… Вот я прихожу, одеваю юмористически трусы, юмористические колготки и иду куда-нибудь.
Шишмарин: — Это прямо как в анкетах. Как часто вы занимаетесь юмором? Раз в неделю, раз в день…
— Да я просто предполагала, что это заденет…
Маурин: — Ну правильно предполагала.
— Скажите, пожалуйста, каковы вы в жизни? Способны ли вы впасть в депрессию?
Маурин: — В депрессию? Да.
Логинов: — Но и в депрессии мы можем искрометно шутить и регулярно заниматься юмором. Она абсолютно не мешает. Даже наоборот, юмор сверкает новыми черными красками. Вся гамма черного!
— Есть ли какие-то образцы, ставшие для вас путеводной звездой, на которых вы учились юморить?
Маурин: — Чарли Чаплин. Даже музыку писал к своим фильмам.
Шишмарин: — Анекдоты про Чапаева…
— Ну, а есть ли у вас симпатии в мире ваших коллег по цеху?
Маурин: — Гоголь Николай Васильевич. Булгаков.
Логинов: — Я вот Гоголя читаю опять, «Вечера на Хуторе…». Уже два вечера прочитал. Я вначале начал читать предисловие какого-то Сысоева. Но потом понял, что шрифт слишком мелкий и вообще, «не цепляет». Нет, действительно, Сысоев этот занял где-то страниц десять, два вечера. А потом еще у Гоголя два вечера прочитал. За четыре вечера — два вечера вышло. Еще меня там вначале позабавил словарь украинско-русский, «свитка» там, люлька.
— Что-то даже и не помню уже там такого словаря…
Маурин: — Ой, Гоголя не читала, на Жванецком застряла…
Шишмарин: — Вот дети еще хорошо шутят. На детей можно ориентироваться.
— Точно, у вас это даже было…
Все хором: — И будет. Пока есть дети.
— Есть ли какие-то еще рычаги, которые не задействованы в раскрутке журнала «Красная Бурда»?
Логинов: — Конечно. Например, прямой подкуп читателя не задействован.
— Максим, а ты как директор как думаешь? Тебе журнал достался в каком состоянии?
Маурин: — Когда покойник умер, он разделил так… Что значит, достался? Бедному Максиму достался журнал.
Шишмарин: — Он какой был, такой остался. С ним практически ничего не происходит. Единственное, он не продается до сих пор в Москве и Питере. Это большой минус.
— А можно ли что-нибудь сделать по этому поводу?
Маурин: — Нет, сделать ничего нельзя.
Шишмарин: — Сделать можно, но трудно.
Маурин: — Поэтому нельзя. Теоретически можно. Надо всего лишь заплатить несколько миллионов рублей…
— Но у вас же знакомства в шоу-бизнесе…
Маурин: — А шоу-бизнес не продает журналы, он же лекциями торгует, как ты видела. Там шоу-бизнес, а тут журнальный. Там за первый номер — триста тысяч, за второй — триста. А потом могут сказать: «Спасибо, мы с вами посотрудничали, ничего не получается. Не берут…».
— А когда вышел первый номер Красной Бурды?
Маурин: — Журнала тогда не было. Газета первая вышла 4 ноября 1990 года. А журнал вышел в 1994-м.
— Есть ли полная подшивка, эдакое собрание сочинений?
Маурин: — Подшивки нет ни у кого из нас.
Логинов: — Может, у Саныча (С.С.Соколов, первый главный редактор и директор журнала «Красная Бурда») или у фанатов каких-нибудь. Но в любом случае, она у него закончилась в 2003-ем, когда он уволился, стал работать на другой работе.
Вот у Влада Чехомова, видимо, есть, он на днях хвастался. (Влад Чехомов — сотрудник редакции — ЮГ)
— Какие праздники вы больше всего уважаете?
Шишмарин: — 23 февраля мне нравился гораздо больше, когда он был рабочим днем. Был какой-то смак в его праздновании. А сейчас выходной, как-то даже не очень интересно. А 8 марта не очень мною любимый праздник. Новый год люблю, но уж очень он большой… Был бы он покороче… часа два.
Логинов: — В детстве у меня любимым праздником был день рождения. А сейчас — нет. Потому что он у меня 9 мая, и всем моим взрослым друзьям пофиг на мой праздник, он всегда не в тему. Один раз я сделал день рождения 17 августа, а потом узнал, что один знаменитый артист, по-моему это был Кристофер Уокен, любит так разыгрывать съемочную группу — чтоб не приставали. Во всех фильмах играет злодеев.
— А где вы, кстати, с Гальцевым познакомились?
Маурин: — В Эстонии, в Таллинне, где нас почему-то пристегнули к большой плеяде хороших артистов: Карцев, Новикова, Арканов, Гальцев, кто-то еще, и мы там такие. Вот там мы с ним познакомились и подружились.
— Поведайте публике, как проходит процесс написания шуток?
Маурин: — Все ведь занимались когда-нибудь мозговым штурмом? Это то же самое, мы в определенное время собираемся в онлайне. Читаем все, что написали.
Логинов: — Каждый волен сказать, что ему понравилось больше всего. Только не написанное им самим.) Потому что — я недавно читал старые форумы, — там все плюсовали только свои шутки. Такой парадокс. Так что только не на свое можно ставить плюсы, можно «докручивать», «добивать», еще доплюсовывать. Потом уже редакция выбирает, и еще раз выбирает. В итоге остается процентов десять-пятнадцать от общей массы.
— Кто ваши читатели, можно ли их описать?
Логинов: — У нас все адекватно и человечески.
Маурин: — У нас поголовная грамотность, все, кто умеет читать… Детей, между прочим, очень много читает.
Шишмарин: — Целевая аудитория у нас очень рассеянная.
Логинов: — В Сити-пресс мы, по-моему, разговаривали. Женщина спрашивает: «А кто же наша целевая аудитория?» Шишман ей добросовестно начал отвечать. А она вдруг ему говорит: «Я попадаю. Но я не читаю…»
Шишмарин: — На самом деле мы сформулировали, что от 24 до 45 лет, с высшим, как правило, образованием, с достатком выше среднего. Или средним.
Маурин: — Но есть и бомжи, и зэки, и члены их семей.
— Насколько вам интересно мнение читателей — вот этот номер удачный, этот менее?
Маурин: — Кто-то пришел, что-то сказал, в гостевой книге пишут. И всегда, на любой номер, есть люди, которые скажут, что им «очень понравилось», и люди, которым «очень не понравилось».
Логинов: — А с другой стороны, ну узнали мы мнение, и что, мы станем шутить по-другому? По размеру материалов, конечно, можем варьировать: больше стихов, меньше стихов. Много «кирпичей», можно сделать меньше, если кому-то тяжело читать «кирпичи». Мы специально абзацы делаем в принципе.
— Есть в Красной Бурде такая традиция: раз в год публиковать шутки из старых номеров…
Маурин: — А именно — в январе-месяце, когда «мертвый сезон». Типография выходит на работу 15 числа, а примерно этого числа надо уже сдавать. Между тем, все празднуют. Сочинять-то номер когда?
— Трудно шуток на номер набирать?
Маурин: — На 24 страницы трудно, конечно, но мы растягиваем.
— Ну что бы такое еще у вас спросить…
Маурин: — Насочиняйте там что-нибудь сами про нас, легенды какие-нибудь. Боги вот тоже начинались с легенд…
Девушка-корректор-член редакции: — Вот-вот, зазвездились совсем уже!..
— «Зазвездились», — вон уже про вас говорят. Скажите что-нибудь напоследок красивое?
Маурин: — Велоцараптор.
Шишмарин: — Красивый велоцараптор.
Юлия Гольденберг
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов