Что делать, если загорелся автомобиль

Несколько очевидных правил.
Что делать, если загорелся автомобиль

Каждый автомобилист ездит на бомбе замедленного действия, поставленной на паузу. Рассудите сами: к чему может привести близкое соседство десятков литров легковоспламеняющейся жидкости и электропроводов под напряжением?

Вот-вот. От самопроизвольного превращения в факел автомобиль удерживает лишь гений конструкторов, нашедших способ разделить эти две сущности — бензин и электричество. Встречаются они, как известно, только внутри камеры сгорания двигателя.

Однако, любой автомобиль имеет естественное свойство ветшать.

Однажды я сам был буквально в двух шагах от того, чтобы оказаться внутри полыхающей железной коробки: у моего автомобиля во время движения по трассе прохудился топливопровод, и бензин меланхолично капал на раскаленный выпускной коллектор.

К счастью, капал недостаточно интенсивно, чтобы это привело к последствиям более серьезным, чем периодические секундные струйки дыма, но, когда я обнаружил треснувший шланг и понял, чем это мне грозило — всерьез перепугался.

Эксперты разнятся в оценках времени, которое требуется автомобилю, чтобы выгореть дотла, но сходятся в одном: счет идет на минуты. Поэтому нелишне постоянно держать в голове несколько простых правил на самый экстремальный случай.

Правило первое: пожар куда проще предотвратить, чем потушить.

Технически исправный автомобиль вряд ли загорится (конечно, если ему не помочь со стороны, но подобные ситуации мы сейчас не рассматриваем).

В подавляющем большинстве случаев самопроизвольное возгорание связано с теми или иными техническими проблемами: износившейся изоляцией проводки, рассохшимися топливными шлангами и тому подобное. Даже перегрев двигателя или нейтрализатора может привести к воспламенению. Таким образом, водитель, уважающий свой автомобиль, при помощи регулярного техобслуживания делает свои поездки не только комфортными, но и заметно более безопасными.

Правило второе: постоянное внимание.

В силу особенностей психологии человек, почувствовавший запах гари, как правило, не спешит эвакуироваться, а идет искать источник запаха. Замечал я и за собой: унюхав в салоне машины что-то нетрадиционное, не паркуюсь немедленно и с аварийкой, а начинаю вертеть головой по сторонам в поисках чадящего «КамАЗа». Между тем, именно в этой ситуации промедление может обернуться бедой.

Заместитель начальника областного Центра мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации ГУ МЧС, начальник службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Михаил Коваленко утверждает, что, заметив на борту очаг возгорания или даже заподозрив его наличие, водитель в первую очередь должен остановиться, во вторую — эвакуировать экипаж, и в третью — обесточить машину.

«Если загорание случилось под капотом, необходимо сразу же остановиться и выключить зажигание. По возможности открыть капот и скинуть клемму с аккумулятора — пока на проводах есть напряжение, есть вероятность, что занявшаяся в результате короткого замыкания проводка будет продолжать гореть. И после этого уже тушить углекислотным или пенным огнетушителем. Сразу же нужно вызывать пожарную охрану, как только заметили огонь.

Существуют еще так называемые утеплители, пожаростойкие „автоодеяла“ — если такое есть на борту, им можно по возможности плотно накрыть моторный отсек, чтобы ограничить доступ кислорода к огню. Конечно, в этом случае воздух будет поступать к очагу возгорания снизу, но завихрения воздуха уже продувать мотор не будут.

Чем меньше доступ воздуха, тем медленнее развивается пожар».

Отсюда естественным образом вытекает третье правило: наличие огнетушителя на борту.

К слову, того же требуют и ПДД, но именно на это требование автомобилисты, как правило, особого внимания не обращают. И да, огнетушитель должен быть исправным и непросроченным, приобретенным не где-то на обочине, а в специализированном заведении.

Спасатели отдельно рекомендуют еще и попрактиковаться в тушении пожара где-нибудь на пустыре, чтобы во время реальной опасности не паниковать перед этим непонятным красным баллоном.

Отметим также, что реальная возможность спасти машину при помощи бортового огнетушителя существует лишь в первые минуты пожара: если огонь уже распространился (например, проник из моторного отсека в салон), останется только уповать на КАСКО.

Тем не менее, в МЧС рекомендуют не стоять, сложа руки в карманы, а все же предпринимать активные действия: надежда сдержать развитие пожара до прибытия специалистов остается всегда.

Даже если растяпа-автомобилист вовремя не обзавелся огнетушителем, пламя можно сбивать чем-либо наподобие вышеупомянутого «автоодеяла», засыпать снегом и песком или проливать водой из ближайшей канавы.

Гарантировать эффективность этих действий вам никто не возьмется, но все лучше, чем стоять и смотреть. Кроме того, огнетушитель может обнаружиться у проезжающих мимо коллег — вряд ли они равнодушно промчатся мимо языков пламени.

Если занялось в салоне (например, из-за случайно попавшего в окно окурка), ключевым вопросом становится самочувствие водителя и пассажиров. Синтетика, активно применяющаяся в отделке современных автомобильных интерьеров, легко горит и при этом выделяет множество дряни.

В МЧС говорят, что буквально нескольких вдохов в задымленном салоне достаточно для того, чтобы отравиться продуктами горения. Соответственно, чем раньше удастся попасть на свежий воздух, тем лучше.

Можно немножко утешаться тем, что возгорание в салоне водитель может обнаружить заметно раньше, чем пожар в моторном отсеке, и, таким образом, ликвидировать его с заметно меньшими последствиями.

Особняком стоит случай самовозгорания автомобиля, мирно стоящего на парковке. Как показывает печальная практика, если это случилось тихой ночью, вероятность спасти машину стремится к нулю просто потому, что застигнуть пожар на ранней стадии вряд ли получится.

В этой ситуации бороться нужно уже за соседние, ни в чем не повинные автомобили, которые тоже могут полыхнуть.

Михаил Коваленко советует и в этом случае не терять времени: в первую очередь необходимо накрыть источник огня каким-то плотным материалом. Это, с одной стороны, опять-таки ограничит доступ кислорода и сдержит развитие пожара, с другой — снизит температурное воздействие на соседние машины (и, как следствие, объем материальных последствий для владельца загоревшегося автомобиля). Во вторую — не теряя времени, объявлять тревогу и растаскивать или отгонять рядом стоящие авто.

Итак, резюмируем: последовательность действий при обнаружении возгорания автомобиля.

1. Немедленно остановиться, выключить зажигание.
2. Высадить всех пассажиров и выйти самому, предварительно закрыв окна и двери. Вызвать пожарных, оповестить о пожаре окружающих.
3. Открыть капот (если огонь появился именно в моторном отсеке, делать это нужно максимально осторожно), обесточить автомобиль.
4. Тушить огонь при помощи огнетушителя или подручных средств, начиная с разлившихся технических жидкостей (если таковые имеются).
5. Если самостоятельно ликвидировать огонь не получается, необходимо отойти на безопасное расстояние и убедить сделать то же самое окружающих.

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях