Запрет на вторичку

Как россиянам запрещают продавать свои машины
Запрет на вторичку

В условиях затянувшегося кризиса автомобильного рынка российские дилеры вынуждены искать параллельные способы заработать. Не имея возможности продавать столько же автомобилей, сколько в 2014 году, дилерские центры стараются развивать побочные направления: например, екатеринбургские авторитейлеры не раз говорили, что рано или поздно наступит момент, когда придется зарабатывать в первую очередь на сервисе. В Москве же придумали оригинальный способ сконцентрировать вокруг дилерских центров и вторичный рынок.

Вообще, тот метод, который предложили использовать в Российской ассоциации автомобильных дилеров, особой оригинальностью не отличается. Спасение ситуации посредством силовых решений и прямых нормативных распоряжений — излюбленная в нашей стране технология. Вот и РОАД решила задействовать административные рычаги для того, чтобы весь поток подержанных автомобилей струился бы через дилерские центры. Идея предельно проста: запретить гражданам продавать свои машины самостоятельно.

Конечно, о прямом запрете пока речи не идет. Глава РОАД Владимир Моженков просто предложил при помощи нового закона добавить в обычную сделку между продавцом и покупателем третьего участника — дилерский центр, который занимался бы предпродажной подготовкой объекта сделки и его экспертизой. И, естественно, получал бы за это кое-какую денежку. Таким незамысловатым способом дилерские центры могли бы отщипнуть неплохой кусок «вторичного» пирога, который, пусть и худеет на общем кризисном фоне, все же оценивается экспертами в три триллиона рублей в год.

В РОАД обижены тем, что через официальные дилерские центры проходит лишь 5−6% всех продаж на вторичном рынке: остальные граждане умудряются каким-то образом справляться сами.

Предложение ассоциации, само собой, увешано массой предполагаемых положительных эффектов. Здесь и создание единой информационной базы по автомобилям с пробегом, которая якобы должна заметно увеличить безопасность сделок, и повышение объема собираемых налогов, и упорядочение ценообразования, и много чего другого.

В упомянутую базу, например, предлагается вносить сведения о владельцах автомобиля, техосмотрах и сервисном обслуживании, участии автомобиля в ДТП или нахождении в залоге у банка и тому подобное. Ее появление сделает возможными еще несколько инициатив дилерской ассоциации — в частности, предлагается ввести уголовную ответственность за махинации с пробегом автомобиля, а также запретить гражданам продавать от своего имени более двух автомобилей в год. Последняя мера, по замыслу ее изобретателей, ликвидирует на корню институт так называемых «перекупщиков».

Чем они помешали дилерам — не уточняется. Вероятнее всего, тем, что зарабатывают на том же поле, что и официальные дилерские центры.

Заявив о планах по введению обязательной предпродажной подготовки на Третьей конвенции автодилеров, главы РОАД столкнулись с впечатляющей волной отрицательных отзывов, критики и прочего негатива. Эксперты называли это предложение «выкручиванием рук частному автовладельцу», утверждая, что оно противоречит Гражданскому кодексу, Закону о защите прав потребителей и Конституции страны в целом.

И поэтому представители ассоциации поспешили отыграть назад, заявив, что не предлагали полного запрета частной продажи автомобилей россиянами друг другу. В РОАД якобы стараются добиться лишь того, чтобы сделать вторичный рынок максимально прозрачным, а, следовательно, не собираются навесить на автомобилиста очередные поборы, а совсем наоборот — заботятся о его комфорте и безопасности.

По уточненным данным, официальные дилерские центры собираются при помощи ряда мер подгрести под себя не всю «вторичку», а лишь ее треть, увеличив свое участие в этом сегменте с нынешних 6 до 30%. Причем увеличение должно произойти естественным путем: покупатель и продавец якобы должны будут сами решить для себя, действовать ли по старинке, между собой, или довериться официальным лицам. Во втором случае, понятно, придется «слегка» переплатить. Чем именно отличается инициатива РОАД от вполне успешно работающей ныне системы trade in, пока неясно.

Поговаривают, что предложения РОАД то ли уже отправлены в Минпромторг, то ли вот-вот отправятся туда (по информации «Российской газеты», пока никаких предложений не поступало). Учитывая уже сложившийся у этой инициативы устойчивый негативный фон, вряд ли она доживет даже до стадии законопроекта. Между тем, всю эту историю вокруг вторичного рынка вполне можно считать отчетливым «звоночком»: похоже, дилеры в панике и ищут любые возможности поправить свое финансовое положение, вплоть до откровенно провокационных мер. А сам президент РОАД Владимир Моженков, по информации издания «Auto Dealer Екатеринбург», отправился в тур по стране — агитировать региональных игроков вступать в ряды ассоциации. Побывал он и в Екатеринбурге. Правда, особого понимания пока не встретил.

Вторичный рынок продолжает сокращаться вслед за рынком новых автомобилей: в марте он снова просел, на этот раз почти на четверть по сравнению с мартом 2014 года.

Всего за нынешний год сокращение достигло 20%, и эксперты этим несколько озадачены. Ведь в условиях кризиса потенциальные покупатели — те, кто еще не расстался с идеей о приобретении автомобиля — активно мигрируют в сторону автомобильного секонд-хэнда. Впрочем, в ближайшем будущем, по ряду оценок, ситуация улучшится. В первые месяцы нынешнего года падение продаж «вторички» было связано с сознательным завышением цен продавцами на фоне того канкана, который устроили курсы основных валют. А в ближайшие месяцы и курс стабилизируется, и цены на автомобили с пробегом более-менее нормализуются.

Поэтому «вторичка» и попала под пристальное внимание дилерской ассоциации. Агентство «Автостат» утверждает, что перспективы рынка новых автомобилей пока остаются мрачными, и его коллапс может привести к активному уходу официальных дилерских центров из профессии. Рынок планомерно и уверенно сокращается, и, по некоторым оценкам, Россия может лишиться примерно тысячи автоцентров. Следовательно, чтобы этого избежать, дилеры должны искать новые источники дохода. А этот тезис возвращает нас к тому, с чего мы, собственно, и начали.

Фото: © Дмитрий Елизаров

Еще статьи про рынок:
Комментарии (всего: 3)
lucky 20 апреля 2015 года в 16:56
Не взлетит (с)
0
<Fil> 21 апреля 2015 года в 21:41
Хотелось бы верить.
Михалковский фаст-фуд то походу взлетает
0
Лехин 3 мая 2015 года в 00:44
Цитата
lucky:

Не взлетит (с)

Помнится нечто подобное высказывали и в отношении ОСАГО
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях