До Екатеринбурга добралось автомобильное будущее. Во всяком случае, так считают в компании «Рольф», которая представляет на российском рынке интересы марки Mitsubishi: при помощи екатеринбургских дилеров из «Оками Восток» рольфовцы не только привезли в столицу Среднего Урала первый электромобиль Mitsubishi i-MiEV (и, к слову, тут же его продали), но и устроили небольшой презентационный тест-драйв. Впечатления получились смешанными…
Mitsubishi i-MiEV, что называется – честный электрокар, безо всяких бензиновых примесей. В Европе и на родине, в Японии, он продается с 2009 года, а в Россию попал только в октябре прошлого, когда руководство «Рольфа» рискнуло попробовать тестовые продажи. Естественно, результаты пока не поражают – за это время продано чуть больше сорока машин, но дистрибьюторы уповают на опыт просвещенной Европы, где i-MiEV приобрели уже более 20 тысяч пользователей. С какой, собственно, целью?
Есть у Mitsubishi iMiEV и бензиновый собрат - Mitsubishi i, на российском рынке не представленный
Представители Mitsubishi, объясняя привлекательные черты электромобилей для пользователя, говорят об экологии чуть ли не в последнюю очередь. Во главу угла прочно установлена экономическая целесообразность, причем как сегодняшняя, актуальная, так и ориентированная вдаль, в будущее, отстоящее от нынешнего дня минимум на 20 лет. Дело в том, что по прогнозам экспертов, году эдак к 2030 запасы нефти истощатся настолько, что вынудят производителей бензина резко увеличивать цены. А вот стоимость электричества вряд ли будет активно ползти вверх. Да даже картина сегодняшнего дня уже вполне показательна: по подсчетам представителей Екатеринбургской электросетевой компании, обеспечение аккумуляторов i-MiEV полным зарядом обойдется всего в шесть рублей – по ночному тарифу. Шесть рублей! Сколько литров бензина съест ваш чадящий седан или внедорожник, пока проедет 150 км?
В интерьере iMiEV очень мало черт, напоминающих об отсутствии под капотом бензинового мотора. Разве что "эконометр" вместо тахометра да пара непривычных режимов работы трансмиссии
Впечатляющий выигрыш готовы усугубить и дилеры. Техническое обслуживание электрокара, по словам руководства «Оками Восток», заключается, по сути, в проверке состояния батарей и доливе жидкости в бачок омывателя. Первое ТО наступит только через 20 000 км, стоит чуть больше 4 000 рублей… Отчего же мы поголовно до сих пор не пересели на электрокары? Ответ будет чуть позже, пока что присмотримся к i-MiEV поподробнее. Некоторые впечатления сконцентрированы в видео-иллюстрации ниже, но кое-что упомянем и здесь.
Вот эту штуку, посредством которой аккумуляторы iMiEV подключаются к источнику тока, предлагается всегда возить с собой
Если отвлечься от электрической начинки, i-MiEV представляет собой компактный, тесноватый хэтчбек с четырехместным салоном из недорогого пластика. Впрочем, сиденья довольно удобны, а забавные приборы с «экометром» вместо тахометра вполне информативны. Прямо скажем, снаружи электрокар, словно бы составленный из дуг и овалов, выглядит интереснее. В силу компоновки (электродвигатель расположен над задней осью, а батарейный блок вытянут вдоль пола) электромобильчик практически лишен выступающего капота, а узенькие колесики расставлены по углам высокого кузова. Поэтому, несмотря на задранную крышу, задний привод и короткую базу, i-MiEV неплохо держится за асфальт и даже может вызвать кое-какие водительские эмоции. Впрочем, главной из них все равно останется удивление, вызванное непривычной тишиной в салоне. i-MiEV снабжен генератором звука – чтобы пешеходы оборачивались – но и он не портит акустического благолепия.
Несмотря на высокий кузов и задний привод, электромобильчик довольно устойчив. Дело в низком центре тяжести, который обеспечивают спрятанные под полом аккумуляторы
Так в чем же дело? Ответ предельно прост и выражается семизначной цифрой. 1 799 000 рублей – именно столько просят в России за первый на нашей земле электрокар. Понятно, что цифра в сознание отечественного потребителя пока не укладывается, даже с учетом дармового (на фоне цен на бензин) использования, но люди из «Рольфа» твердо намерены, во-первых, менять восприятие электрокара россиянами, а во-вторых – работать над снижением цен.
Сергей Черненко, член проектной группы по инновационному транспорту «Рольф Импорт»: Перестройка сознания на использование электромобилей требует времени. Нужно понять, что теперь не требуется выделять время для поездок на заправку, что машину можно подзаряжать постоянно, так же, как телефон или ноутбук
Что касается второго, то сейчас в Евразийской экономической комиссии, объединяющей членов Таможенного союза, идет обсуждение российской инициативы обнулить ввозные пошлины на электрокары – а это, по словам дистрибьюторов, 20% стоимости. Кроме того, ведутся переговоры с властями и о том, чтобы обеспечить владельцев электрокаров немонетизированными льготами наподобие свободного доступа на полосы для общественного транспорта и бесплатного въезда либо парковки в центры городов там, где это стоит денег. Обсуждая же первое, представители марки в России предпочитают сравнение с мобильным телефоном. Дескать, некогда и мобильник был огромным и дорогим, а сейчас – практически предмет повседневного обихода. Да и относиться к электрокару лучше так же, как к телефону или какому другому гаджету. Приехал в офис – поставил на зарядку и занимайся своими делами. Аккумулятора-то хватает всего на 150 км…
Прямо на пресс-конференции ключи от первого на Урале электрокара были переданы владельцу
Тормозится развитие индустрии электромобилей и отсутствием инфраструктуры, хотя на пресс-конференции, где Булат Магадеев, директор «Оками Восток», передал ключи от i-MiEV первому покупателю – Дмитрию Померанцу из ЕЭСК, было заявлено о начале работы над таковой в Екатеринбурге. По словам Дмитрия, для этого ЕЭСК и купила электрокар, который станет способом и методом исследования города на предмет адаптации к i-MiEV Преследуют энергетики и собственные цели, рассчитывая с помощью увеличения поголовья электрокаров компенсировать провалы ночного потребления электроэнергии. Ну, и, естественно, не обошлось без традиционного упоминания маячащих где-то на горизонте ЧМ-2018 и Экспо-2020: наличие к тому времени в Екатеринбурге своего парка электрокаров должно поднять городской престиж в глазах пристрастных европейцев. Тем не менее, пока заряжать i-MiEV в городе негде, нет и конкретных планов по внедрению сети скоростных электрических «заправок». От бытовой розетки же аккумуляторы i-MiEV заполняются в течение 6-8 часов.
Электромотор Mitsubishi iMiEV обеспечивает 180 Нм, доступных буквально с первых оборотов. Однако эмоциональным разгоном машинка похвастаться все же не может
Вообще, о продажах i-MiEV в частные руки в «Рольфе» пока говорят как о некоей редкости. Интересно, что они вообще есть, что приобретением электрокара за такую солидную сумму кто-то вообще озаботился. Хочется верить, что сыграл в этом случае свою роль и такой не особо заботящий россиян фактор, как нулевые выбросы СО2. Как вполне резонно замечали на пресс-конференции, примерно за половину грязи в атмосфере больших городов несут ответственность автомобили. Поэтому, если сбудутся прогнозы создателей Mitsubishi i-MiEV, и к 2020 году более 10% мирового парка составят электромобили, дышать определенно станет легче. Но начинать идти по этой дороге нужно уже сейчас.
Осаму Иваба, директор департамента по развитию бизнеса "Рольф Импорт"
Есть три основных аспекта, которые влияют на развитие глобального электромобильного рынка и приближают электромобили к покупателям. В первую очередь это необходимость снижения выбросов углекислого газа в атмосферу и уменьшение интенсивности ее загрязнения. В странах Евросоюза доля автомобилей в общих объемах выбросов СО2 составляет 20%, а в крупных городах может доходить и до 40%. Количество автомобилей в мире определенно будет увеличиваться – с сегодняшних 800 млн к 2030 году оно должно вырасти до полутора миллиардов.
Вторая важная инициатива – это серьезные инновации в энергетике, внедрение «умных» электросетей Smart Grid, рассматривающих электромобили как часть глобальной структуры, не только как потребителя, но и как источник электроэнергии.
Третий принципиальный фактор – это более правильный подход к использованию таких исчерпаемых ресурсов, как нефть и газ. Эксперты прогнозируют снижение добычи нефти к 2030 году, что не только негативно скажется на цене нефтепродуктов, но и создаст серьезные экономические затруднения в странах, которые не являются добытчиками нефти.
Все крупные производители сейчас задумываются над альтернативными источниками энергии для силовых агрегатов. Наиболее эффективными сейчас считаются электродвигатели, и в Mitsubishi сосредоточились на развитии этого направления. По сравнению с другими типами двигателей электромоторы являются самыми экологичными, даже если учесть те выбросы, которые осуществляются в процессе выработки электроэнергии. Кроме того, электродвигатель еще и самый энергоэффективный, так как имеет самый высокий КПД.
Редакция благодарит "Оками Восток" и "Рольф Импорт" за уникальные впечатления
Фото: Дмитрий Елизаров
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов