WRC Academy — это особое ответвление мирового первенства по ралли. Своеобразная раллийная «песочница» для начинающих, но чтобы получить право выступать на одних трассах с Хирвонненом, Сольбергом и Лёэбом, нужно пройти жесточайший отбор. Екатеринбуржец Сергей Карякин — единственный представитель России в этом классе, но его заслуги в спорте этим не исчерпываются. Как ни странно, Сергей — еще и титулованный трофи-рейдер, умудряющийся сочетать блуждание по лесным дебрям на квадроцикле со скоростными спецучастками европейских раллийных баталий.
С чего все началось?
Все началось с трофи. Отец подарил мне квадроцикл, сначала я катался в свое удовольствие, а потом захотелось попробовать свои силы и поучаствовать в соревнованиях. Случилось это лет пять или шесть назад, причем на первых же соревнованиях я занял первое место — считаю, повезло, потому что какие-то стабильные результаты я начал показывать только через год, когда решил заниматься этим более-менее серьезно. Затем последовала традиционная полоса неудач, но с опытом все наладилось, в прошлом году мы с напарником стали чемпионами Урала, России и квадро-серии Can-Am Trophy в самом сложном классе ATV Open.
Сложно совмещать ралли и трофи?
В действительности очень сложно, потому что под каждую дисциплину надо настраиваться, хотя и то и другое — моторный спорт. К каждой гонке нужно перенастраиваться, перенастраивать себя, свои чувства… Пока тренируюсь.
Хватает ли времени на жизнь?
Нет. Кроме ралли и трофи, я еще учусь и работаю. Практически нет свободного времени, потому что каждую неделю гонка. Нет возможности сходить куда-то с друзьями, пообщаться, но оно того стоит.
Ваш первый старт в ралли сразу пришелся на этап чемпионата мира?
Да, мы решили начать несколько по-другому. Обычно экипажи начинают с маленьких клубных соревнований, но мы решили сразу понять, что именно нам нужно, и что для этого нужно предпринять. Мы намерены стать чемпионами мира, потому что звание чемпионов России у нас уже есть, и нужно куда-то расти. Мы и занялись ралли, потому что в трофи уже все себе доказали.
Старт сразу в чемпионате мира многим показался глупым решением. Мы сейчас не можем показывать каких-то результатов, потому что соревноваться приходится с серьезными, опытными спортсменами, которые ездят минимум пять-шесть лет. Мы стараемся, конечно, но главной целью сезона было задать себе планку, к которой нужно стремиться. На следующий год мы намерены выступать в Чемпионате России и, скорее всего, в каких-то прибалтийских гонках. Хотим попробовать себя в IRC (мировое первенство International Rally Challenge, — прим. ред.). В России будем выступать на «Фиесте», а в IRC поедем на «Импрезе», чтобы была полная гамма ощущений.
Выступления на соревнованиях такого уровня дают очень большую отдачу. Когда ты стремишься к высоким результатам, ты и прогрессируешь значительно быстрее.
Вы все еще выступаете от Эстонии, а не от России?
Да, потому что наша Российская автоспортивная федерация просто не дала мне спортивную лицензию. Как так — человек поехал на чемпионат мира, не проехав в России ни этапа чемпионата, ни даже клубной гонки. А на своем первом ралли в Швеции я сразу занял 7 место и победил в «кубке Subaru». Потом руководство РАФ звонило, предлагало лицензию, но я отказался. А мой штурман считается российским гонщиком, ему все-таки дали лицензию, хотя система эта в России, к сожалению, очень плохо налажена. С РАФ очень много проблем и неудобств.
Все участники WRC Academy ездят на одинаковых машинах?
Да, все машины построены на одной базе, разница только в наклейках и настройках подвески. Спереди две настройки — сжатия и отбоя, сзади одна, особо с машиной ничего не сделаешь. Все упирается в личные качества… С переменным успехом. На гравии я уже, мне кажется, неплохо еду, а вот к асфальту только привыкаю — нет такого движения, как на гравии или снегу, нет скольжений, которые мне так нравятся.
Есть ли сходство в ощущениях от ралли и квадро-спорта?
Да, безусловно. То, что я катался на квадроцикле и снегоходе очень помогает. Помогает даже знание матчасти — я прекрасно представляю, как что работает, где-то даже пожалеть машину. Ford Fiesta R2 — машина довольно слабая, за основу взята стандартная «Фиеста», проведены какие-то не слишком значительные доработки… Очень часто не хватает жесткости, потому что на трассах регулярно встречаются ямы, камни, прыжки… Есть схожие ощущения.
Иногда бывают на том же Can-Am Trophy такие интересные куски спецучастков, когда летишь по узкой лесной дороге и думаешь — ох, вот здесь бы я на раллийной машине дал бы, да…
Хватает скорости в квадро-спорте?
Тут немножко другое… Постоянные препятствия, бревна лежачие — у меня достаточно кроссовый стиль езды, и я получаю удовольствие от прыжков и быстрого маневрирования. Виды спорта совершенно разные, разгон, скорость в поворотах меньше, но выступать на ATV тоже очень интересно.
Получается, нынешний сезон Can-Am Trophy должен выглядеть интереснее, раз прибавились скорости и стало больше кроссовых и рейдовых участков?
Конечно. Организаторы учитывают свои прошлые ошибки, и к чести Олега Майорова (главный организатор Can-Am Trophy, — прим. ред.), организация этапов становится все лучше и лучше. Очень понравился трамплин на казанской трассе, я на нем очень далеко прыгнул — 18 метров пролетел. Было весело, но там выигрывал тот, кто стартует позже всех. Поле до горизонта, поднимается пыль, и те, кто стартуют позже, едут прямо на источник этой пыли, то есть на тебя. А ты упираешься в какой-нибудь ров, тратишь время на поиск брода, и пока ты его ищешь, тебя догоняют стартовавшие позднее. Получается, ты ехал быстро, но бессмысленно.
В совместной работе двух пилотов квадроциклов и пилота и штурмана на ралли есть что-то общее?
Конечно, и там, и тут очень важно полное доверие друг другу, уверенность в том, что оба члена экипажа профессиональны. Если ты совершишь ошибку, то напарник поможет тебе ее исправить.
Есть какая-то конкретная цель, к которой вы движетесь?
Да — стать чемпионами мира.
От редакции: В эти выходные определится судьба Гран-при Всероссийской квадро-серии Can-Am Trophy. Финальный этап серии состоится в Пензе. У Сергея Карякина и его напарника Антона Власюка есть серьезные шансы на то, чтобы добавить к своим регалиям еще один чемпионский титул.
Фото предоставлены оргкомитетом Can-Am Trophy и Сергеем Карякиным
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов