Участникам международного проекта «Формула Студент» важно не только максимально быстро пройти трассу какого-нибудь Хоккенхаймринга. Куда большее значение имеет то, на чем они ее проходят, ибо команды-участники студенческой «Формулы» свои болиды проектируют и создают сугубо самостоятельно. В прошлом году выставку ИННОПРОМ посетил «первый отечественный суперкар» Marussia B2, в нынешнем все спортивные автомобили разом представляет болид двух с половиной шагов в длину. Об Iguana EVO 2, спорткаре, созданном командой студентов МАМИ для участия в проекте Formula Student, порталу Uralweb.RU рассказал дизайнер команды Артем Степанов.
Что такое Formula Student?
Это международный проект, который действует уже более 30 лет. Он создан для того, чтобы студенты во время обучения в институтах получали практический опыт проектирования и постройки автомобилей. Мы строим, конечно, спортивные автомобили, но полученный опыт поможет потом и в жизни, и в работе в любой сопредельной отрасли.
Артем Степанов, дизайнер команды "Формула Студент МАМИ", на выставке ИННОПРОМ выполнял роль стендиста и буквально отбивался от заинтересовавшихся "Игуаной"
Это кузница инженерных кадров. По всему миру этот проект очень распространен, и во многих компаниях при приеме на работу задают вопрос – «Участвовали ли вы в проекте «Формула Студент». Участие в проекте поднимает престиж в глазах работодателя, потому что этот человек однозначно уже что-то умеет. Он не просто ходил на лекции, а реально что-то делал, создавал и придумывал. В «Формуле Студент» есть несколько направлений – электрики, двигателей, шасси, экономики, дизайна и пиара, и по каждому из них в соревнованиях есть определенные требования и начисляются отдельные баллы.
Если автомобиль сделан на достаточно высоком техническом уровне, он занимает высокие места и университет и страна могут гордиться своими инженерами. Главное в соревнованиях – это инженерное совершенство, а не скорость на трассе. Судьи буквально разбирают автомобиль до винтика, смотрят каждую мелочь, и каждое решение надо обосновать.
В данный момент в Москве команда тестирует четвертое поколение "Игуаны", которой предстоит выступить на двух этапах "Формулы Студент" в августе этого года
Насколько массово российское участие в проекте?
В России есть несколько команд. Это мы, команда МАДИ, недавно появились команды в Челябинске, Нижнем Новгороде, Тольятти и, насколько я помню, что-то собрались делать ребята в Бауманке. Но реально команд с автомобилями только две, это МАМИ и МАДИ, причем в этом году в МАДИ почему-то не строят автомобиль, возможно, у них какие-то проблемы с ВУЗом.
В Европе команды финансируют компании, заинтересованные в новых кадрах, в приеме участников на работу. Это может быть Audi, или BMW, или компания ZF, которая делает коробки передач, а у нас главный спонсор – это институт. К сожалению, потому что это не нормальная практика. В Европе принято, что через проект компании ищут себе инженеров, а у нас пока получается наоборот. Институт обеспечивает нам возможность построить машину, потому что наш ректор понимает, что это действительно важно, что мы представляем Россию в международном проекте. У нас есть спонсоры, которые помогают нам своей продукцией, Continental шинами, Motul – маслами, и так далее. Потихонечку мы развиваемся и пытаемся максимально популяризовать проект.
Двигатель от Honda CBR600, по одному велосипедному амортизатору на ось, максимально упрощенное управление - и менее пяти секунд до "сотни"
Почему EVO?
Это уже третья итерация, поколения 2010 года. Iguana представляет собой пространственную раму, прочность которой рассчитана заранее, на нее навешен двигатель от мотоцикла Honda CBR-600 – двигатель может быть любым, но мы подбирали мотор по соотношению «цена/мощность». КПП, соответственно, тоже мотоциклетная. Выпускную систему мы спроектировали сами, в изготовлении нам помогли партнеры, а вот впуск самостоятельно разрабатывали и изготавливали. Подвеска тоже нашей конструкции, с горизонтальными моно-амортизаторами, причем мы использовали велосипедные амортизаторы, просто очень мощные. Вся машина весит 250 кг, так что этих двух амортизаторов вполне хватает. Это, конечно, обходное решение, но примерно половина команд поступает именно так, потому что заказывать специальные амортизаторы дорого и не всегда оправданно.
Iguana EVO2 на одном из испытаний германского этапа "Формулы Студент" прошлого года
Принципиально проекты разных лет отличаются друг от друга?
По регламенту каждый год автомобиль должен быть модернизирован минимум на 60%. Поэтому легче построить новый. Каждый год в регламент вносятся какие-то изменения, но и нам самим постоянно хочется строить что-то новое. Каждый год, поездив на своей разработке, мы понимаем, как именно ее можно улучшить, в какую сторону. Дорабатывать старый автомобиль не так интересно. Причем происходит это все очень быстро: регламент оглашают в ноябре, а соревнования уже в августе. Разработка и строительство автомобиля занимают 9 месяцев.
"Живые" гонки на полноценной трассе - только часть глобальной задачи. Надо признать, самая эффектная
Соревнования проходят раз в год?
Есть несколько этапов – в Австрии, в Германии, в США, в Австралии появился, но самым престижным считается немецкий. Там проверкой на соответствие регламенту занимаются очень дотошные специалисты компании DECRA – они же проверяют команды Formula 1, и все команды стремятся там поучаствовать. Был, кстати, такой прецедент – команда взяла первое место на соревнованиях в Австрии, а в Германии даже не прошла технический контроль. Мы нацелились на самое лучшее и пока участвуем только в немецком этапе.
Существует и общий рейтинг команд, если ты хочешь заработать больше баллов, то ты должен участвовать во всех этапах, но это дорого. С точки зрения инженерии другие этапы нам вряд ли что-то дадут, кроме новых баллов и дополнительного пиара, но в этом году мы нашли дополнительные финансы и посетим два этапа – в Германии и в Австрии.
На ИННОПРОМ "Игуану" привезли по приглашению организаторов выставки
На что вы рассчитываете в будущем, как участники российской части проекта «Формула Студент»?
Ребята, которые оканчивают институт и поэтому уходят из команды, сразу находят себе работу. Есть замечательный пример – наш пиарщик, он привлек компанию Motul в качестве нашего спонсора и сейчас работает там пиарщиком. Есть человек, который занимался проектированием двигателей – сейчас он работает в этой же сфере. Проект рассчитан на образование, а мы хотим, чтобы в России были хорошие инженеры.
Команда МАМИ в боксах Хоккенхаймринга готовит автомобиль к испытаниям. Отчетливо виден энергопоглощающий элемент на "носу" болида - у EVO2 он выполнен из дерева бальзы, для EVO3 разрабатывается аналогичный, но уже из стеклопластика, сотовой конструкции
Мы получаем реальный опыт, причем на таком уровне свободы, который никому и не снился. У нас нет начальников, менеджеров, мы просто делаем то, что хотим в рамках регламента. Проектирующий раму делает ее самостоятельно, причем полностью, от и до – он должен мыслить комплексно, что в современном мире очень ценится. Конечно, каждый делает свою часть работы, но над автомобилем мы работаем вместе, и в конце года, когда идет сборка, электрик может помогать варить раму и собирать подвеску. Мы все начинаем разбираться в смежных областях, и это тоже повышает общий уровень.
Фото: © Дмитрий Елизаров, "Формула Студент МАМИ"
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов