WRX STI: Физика процесса

Дмитрий Тагиров о Subaru и не только
WRX STI: Физика процесса

Эксперименты Subaru над дизайном своей самой популярной модели Impreza — и, само собой, ее самой бодрой модификации WRX STI — длятся уже несколько поколений. Нынешнее, впервые в истории модели получившее кузов «хэтчбек», по идее, тоже должно пользоваться репутацией бескомпромиссного спортивного автомобиля с отчетливыми раллийными корнями. Автомобиль с характеристиками, приближенными к боевым, и полноценная спортивная трасса стали фоном и поводом для нашей беседы с абсолютным победителем кубка России 2010 по ралли, мастером спорта Дмитрием Тагировым. Во многом он наши подозрения относительно бойцовского характера WRX STI подтвердил, но кое в чем и опроверг.

Насколько полно можно реализовать потенциал такого автомобиля в гражданском режиме?

Необязательно же на нем сразу выходить на максимальную скорость. Спортивный автомобиль, имеющий все признаки гражданского, порой позволяет выйти сухим из неожиданной воды. Скажем, представьте критическую ситуацию: на дороге с двусторонним движением кого-то разворачивает в колее и тащит на нас. Мощнейшие тормоза и правильные системы позволят резко замедлиться, и выбрать нужный момент — поймать тот момент, когда крутящийся встречный автомобиль выставляет параллельно дороге. А двигатель позволяет тут же получить необходимое ускорение и проскользнуть мимо него. Это, я думаю, одна из типичных ситуаций, когда такой автомобиль раскрывает себя полностью. Еще одно его достоинство — возможность резко поменять курс. Гражданский автомобиль, который предназначен рассаду возить на дачу, на такое не способен.

Дмитрий Тагиров — известный российский автоспортсмен. Не только обладатель кубка России по ралли в 2010 году, но и победитель одного из этапов кубка Восточной Европы. Вместе со своим бессменным штурманом Анной Завершинской планирует в нынешнем сезоне Чемпионата мира по ралли в зачете серийных машин. Между тем, первый старт Дмитрия состоялся сравнительно недавно — в 2004 году, а началась его карьера на Урале.

Где-то ты утомился, или работа требует максимального сосредоточения — после работы требуется как-то высвободиться, раскрыться. На этом автомобиле можно проехать буквально несколько кварталов — но динамично, и получить внушительный эмоциональный пинок в спину. Когда ты переключаешься, скажем, со второй на третью в режиме, ты получаешь мощную разрядку. Когда ты понимаешь, что этот поворот твоя машина может проехать со скоростью в полтора-два раза быстрее, чем другая. Я, конечно, говорю о ситуации, когда вечер и безлюдно. А в городском потоке, когда пробки, ни один автомобиль не реализует себя на сто процентов, кроме представительских седанов. Impreza WRX STI во многом не комфортна за счет своих звериных повадок, но, тем не менее, выйдя на загородное шоссе, ты можешь, например, совершать обгоны не задумываясь, не готовя маневр.

Рукоятка выбора режимов работ электронноуправляемого межосевого дифференциала выведена на центральный тоннель. Большая «крутилка» — это система SI Drive, возможность выбора одного из трех режимов работы двигателя. От гражданского до экстремально спортивного.

В чем, по Вашему, главные отличия WRX STI от конкурентов, того же Lancer Evo X?

Машины сейчас более комфортны и более адаптированы под гражданский стиль. Нынешняя Impreza STI стала и комфортной, и мягкой, может быть, даже более вальяжной, чем Evolution, но сохранила хороший запас по мощности и по тормозам. А Evo X ближе к понятию «спорт-седан», где главный упор делается все же на слово «седан»: тяжелый, устойчивый, сбитый… Ставка, наверное, на максимальную скорость. Я бы сказал, его острота условна, но если говорить о гражданских скоростях, острота этих автомобилей одинакова. Они немножко различаются по концепции, но в целом одинаково хороши, хотя Subaru больше присуща верткость, а Evolution хорошо держит прямолинейное движение и длинные дуги с небольшим углом поворота. Как бы там ни было, эти автомобили серьезно адаптированы под современные требования и все дальше уходят от спорта, все ближе к людям, а не к спортсменам.

Impreza WRX STI, несмотря на несколько смягченный в нынешнем поколении характер, по-прежнему отличается редкой отзывчивостью, круто замешанной на своенравности.

Несмотря на адаптацию, требуются ли дополнительные навыки для управления такими автомобилями?

Это крайне желательно. Хорошо бы пройти дополнительные курсы не то, чтобы контраварийного вождения, но для начала хотя бы безопасного вождения. Чтобы хотя бы понимать физику процесса: что с машиной происходит, как работать с центром масс, как помогать автомобилю заезжать в поворот. Не зная этих приемов, можно попасть в аварию и даже не понять, почему это произошло. Нет, можно, конечно, просто купить и ездить, но тогда не будет главного — понимания. Не получится использовать весь потенциал автомобиля.

Новичку такие автомобили противопоказаны — считает Дмитрий Тагиров.

Лучше потратить время, обратиться к специалистам, чтобы они заложили какие-то первичные навыки и объяснили, что с машиной происходит на критических скоростях. А в наших условиях критической скоростью может стать и 20 км/ч — на идеально чистом льду на несоответствующих покрышках, что по физике сопоставимо, скажем, с 200 км/ч на асфальте в жаркую летнюю погоду. И все эти процессы хорошо имитируются на льду. Как бы там ни было, насколько бы ни была машина комфортной, характер у нее все равно остается звериным.

Споры по поводу внешности разгораются каждый раз, когда Subaru выпускает в свет очередное поколение Impreza WRX STI. В нынешнем предпринят уникальный демарш — легенда впервые обрела кузов «хэтчбек».

Как лучше ездить — с электроникой или без?

Начинающему — только с электроникой. Без нее машина очень легко уходит в скольжение, и нужно понимать, что с этим делать, во благо это или во вред. Мне, конечно, любая электроника очень сильно затрудняет движение, потому что я, скажем, задаю какой-то алгоритм, а она вмешивается и не дает мне использовать мои инструменты. НО все должно быть в свое время, на первом этапе будет вполне достаточно тех настроек, что установлены на заводе.

Главное — это понимание физики процесса

Не было мысли открыть собственную школу вождения?

Была мысль открыть школу безаварийного, безопасного вождения. Не нужно никаких «контраварийных» мер, если ты едешь правильно. Мы сегодня катались и видели, что на любой скорости с нами невозможно что-то сделать, что вывело бы ситуацию на грань экстремальности. Базовые навыки такие, что они направлены на безопасное прохождение виражей. Людей учат быстро рулить, учат справляться с заносами, а вот почему они происходят, объясняют не всегда. Любой человек, садясь за руль, должен понимать, что произойдет в следующий момент. Если он убирает ногу с педали тормоза, он должен понимать, что сейчас происходит с машиной — не просто замедление, а за счет чего происходит перенос центра масс, отрицательно или положительно он влияет, как он может дестабилизировать машину и как этим воспользоваться.

Напоминания о том, какой именно модификацией Impreza вам довелось управлять — буквально на каждом шагу.

Я бы хотел работать с детьми. С того возраста, когда ноги уже дотягиваются до педалей и руля, когда спина уже прижимается к сиденью… С такими детьми уже можно работать, можно готовить к уличному движению. Чем раньше мы начнем это закладывать, тем лучше. Речь не идет о детском автоспорте. Детский картинг — это замечательно, но кто будет заниматься с детьми, которые не хотят становиться автогонщиками? Сейчас трудно представить какую-то семью, какого-то человека без автомобиля.

Несмотря на уникальный для модельного ряда характер этой Impreza, салон автомобиля, по большому счету, выглядит вполне обыденно

В условиях отсутствия должной подготовки продажа «заряженных» автомобилей не провоцирует беспредел на дорогах?

Хороший вопрос. Я думаю, дело в ментальности. Во всех странах ситуация одинаковая — в Америке, скажем, ситуация уже критическая. Там при их отличных дорогах продается невероятное количество спортивных и просто заряженных машин, причем они доступны даже молодежи. Стажа мало, адреналина много, и с этим ничего не сделаешь. Молодые люди хотят выделиться, производители хотят сделать машины мощнее и доступнее — получаем в результате такие случаи. Выход один — разговаривать и разговаривать, причем не такими методами, как обычно, не ультиматумами «не прекратишь носиться по городу, запретим брать машину». Молодежь просто в следующий раз поедет в 10 раз агрессивнее. Важно подойти правильно с психологической точки зрения.

Фото: © Дмитрий Елизаров

Комментарии (всего: 7)
6op3blu' 19 января 2011 года в 11:14
а что это за наклеечка, рядом с шильдом сти?
0
Найкон 19 января 2011 года в 12:26
Цитата
6op3blu':

наклеечка

Я думаю, Нюрнбургская трасса.
0
Дмитрий Елизаров 19 января 2011 года в 12:42
Цитата
Найкон:

Нюрнбургская трасса

Да, так оно и есть.
0
Кот В Ромашках 20 января 2011 года в 11:09
Субару она и в Африке Субару, сам на Легаси езжу, даже не представляю на что ее можно сменить, ну если только опять же на Субару)
0
Инзаги 21 января 2011 года в 00:46
Ааааа... Истиайка... Рррррррррр!!! Завораживает звук байпаса...
0
Инзаги 21 января 2011 года в 00:46
Когда я смогу снова сесть за руль... Жду этого момента...
0
lex1502 21 января 2011 года в 15:33
Красивая машинка, спору нет. Спасибо за яркий пост.
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях