«...дети в Индонезии и Китае работают как рабы, «чтобы американские дети могли одевать в вычурные платья свою любимую куклу». Наоми Кляйн, «NO LOGO».
Не так давно весь мир охватила просто какая-то лихорадка «бренды, а не товары». Мы демонстрируем на себе богатство и роскошь мира брендов, не задумываясь об убожестве и нищете массового производства. Мы давно превратились в массовых потребителей, которые ничего не желают знать, мы приобретаем товары, которые обязаны своим существованием угнетению человека человеком. Мы покупаем детям игрушки, которые могли быть сделаны детьми, лишенными детства, - работниками и рабами потогонных систем. Вот такой вот новый бесчеловечный образ ведения бизнеса. Потогонный цех по производству товаров под всемирно известными марками дает прибыль, миллиарды, которые тратятся на брендинг и рекламу, вместо повышения зарплаты рабочим. К примеру, 50000 рабочих найковской фабрики в Китае должны были бы работать 19 лет, чтобы заработать столько, сколько Nike тратит на рекламу в год.
Информация о несоответствии между зарплатой работников потогонных цехов и розничными ценами корпорациями тщательно скрывается. Например, кроссовки, которые штампует тайская швея за зарплату в 2 доллара в день, могут продаваться в каком-нибудь Сан-Франциско за 120 долларов. Рабочим просто не говорят, на какой бренд они работают, мало ли что?! Потогонные корпорации – не просто поставщики товаров, они – могущественные политические силы нашего времени, которые используют потребительский класс как рычаги пропаганды и как орудие просвещения масс. Такие системы разрушают мир. Вспомним расследования на фабриках компаний Disney и Martel, с помощью скрытой камеры журналист показал, что дети в Индонезии и Китае работают как рабы, «чтобы американские дети могли одевать в вычурные платья свою любимую куклу».
В результате корпоративного вмешательства демократическая страна становится менее демократической. Экономическое развитие, получается, происходит за счет ущемления прав человека.
ГЛУШЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Термин «глушение культуры» был придуман в 1984 году группой музыкантов из Сан-Франциско «Negativland», специализирующихся на создании акустичискех коллажей. Глушителями массовой культуры называют тех, кто пародирует рекламу и нападает на рекламные щиты с целью изменить смысл изображенного на них. Улицы – это общественное пространство, утверждают «рекламобойцы», и, поскольку большая часть населения не может позволить себе противостоять корпоративному внушению собственными рекламными выступлениями, у него должно быть право выражать свое мнение к этим образам.
Общественные активисты говорят, что пришло время, когда общество уже не может просить, чтобы хоть какая-то часть пространства оставалась нетронутой спонсорами, а само должно начать забирать его обратно.
«Глушение – это как рентген подсознания рекламной кампании, раскрывающий, какая истина в ней зарыта», - утверждает Наоми Кляйн.
Глушители используют рекламные щиты в качестве холста художника (если на щите «Думай совсем иначе», заменяется – «Думай, разрушая иллюзии», товарный знак «Apple» превращается в череп).
Глушение культуры – это, по сути, все, что совмещает искусство, средства информации, пародию и взгляд извне.
По всему миру создаются «медийные коллективы» с изданием журналов, частным радио, использованием сети интернет на местном уровне, чтобы осуществлять «рекламоборчество». Вообще, рекламоборцы формируются в отдельные группы в 70-е годы. «Государства отступили, а корпорации стали новым общественным институтом», - говорит Джагги Синг, антикорпоративный активист.
Глушение культуры происходит не только в «вольном» художестве и переделывании рекламных щитов на свой лад, но даже в музыке, например, группа «Negativland» выпустила песню «Dispepsi» из глушенных, исковерканных и изуродованных рекламных словечек Рepsi: «Меня убили на мосту. Пепси! / Я Христа прибил к кресту. Пепси!» и т.п.
Все мы знаем, что современным обществом правят шаблоны и стереотипы. Глушители массовой культуры бунтуют и против этого. Например, на рекламных щитах, где изображена модель с параметрами 90-60-90, «рекламоборцы» с помощью красок или графических редакторов, таких, как Рhotoshop, Corel Draw и др. подрисовывают что-то «от себя» и подписывают что-нибудь в роде: «Покорми меня» или «Зашибись, как я прекрасна». На рекламном щите с Барби можно было наблюдать такие надписи: «Что было раньше, - красота или миф?» или «Если я сломаю ноготь, но при этом сплю, - это перелом?» и т.п.
В наше время мы, очумев от информации, не встрепенемся от поразительного образа на рекламе, наше общество перекормлено, оно насытилось обилием информации и его просто начинает тошнить. На рынке – перенасыщение массовыми товарами, все уже итак давно придумано и больше нечего создавать, ничего нового, кроме деформированных клонов не возникает, на улицах – обилие всяческой рекламы, от которой просто некуда спрятаться. Как же бороться со всем этим? Yahoo!, например, раскручивает официальный «культуроглушительный» сайт в интернете в рубрике «альтернативная культура». По всему миру открываются магазины альтернативной культуры, где продаются футболки, кепки, наклейки и т.д. с надписями в роде: «нет брендам».
«глушитель культуры» - это художник, действующий как антимаркетолог, который мобилизует опыт, наполненный рекламой, отслеживанием, какие бренды постоянно светятся», - говорит Наоми Кляйн. Как же сделать так, чтобы мир узнал о «глушителях культуры», как же позиционировать себя антимаркетиноговому движению? – тоже создавать рекламу! Что же получается, - реклама антирекламы? Возможно ли существование оппозиции или всякое сопротивление бесполезно?
Мы ведь понимаем, что корпорации ждут от нас одобрения культа брендов, и мы это делаем! Они тратят кучу долларов маркетологам за рекламу, типа: «на, получи, тебе нужно именно это»!, а сами получают еще больше денег. Я считаю, что никто не имеет права указывать человеку, что купить, где носить, что есть, когда и что говорить и т.п.
Теряясь в мире брендов, мы становимся лишь охотниками за крутизной. Все ведь знают, что реклама нас дурит, что она имеет скрытое внушение и механизмы ее воздействия работают безоговорочно, но не можем этому противостоять.
ВЕРНУТЬ СЕБЕ УЛИЦЫ.
В США, например, все чаще организуются слеты на тему «Вернуть себе улицы» - это дело рук RTS-цев, которые сформировались в группу в мае 1995 года. Они блокируют улицы, объявляя проезжую часть «открытой улицей», и ставят дорожные знаки в роде: «дышать разрешено!», «зона, свободная от автомобилей!», «вернем себе пространство!» и т.п. Одно из их главных утверждений – «Под асфальтом - лес». Эти люди хотят возвратить себе общественное пространство, они просто хотят свободы. «...на заранее назначенном перекрёстке собираются велосипедисты от семнадцати до семи тысяч человек, и отправляются в путь. Одним своим количеством они формируют «критическую массу», и автомобили вынуждены уступать им дорогу. «Мы не блокируем движение транспорта, - говорят велосипедисты «Критической массы», - мы сами и есть движение транспорта», Наоми Кляйн.
Зарубежные СМИ говорят, что мероприятия RTS-цев – «протест против засилья автомобилей», но это не так, как сами они утверждают: «автомобиль – символ, более осязаемое проявление потери общественного пространства, улиц, где можно ходить пешком, и мест, где можно свободно самовыражаться».
Стремление вернуть себе пространство, свободное от брендов, близко всему миру. Все в мире становится одинаковым, и мы не против этого. Город превращается в обычный товар, созданный для шоппинга. Нас постоянно изучают, за нами наблюдают, нас умиляют и обманывают, и со всем этим мы соглашаемся. Бренды грабят общественное и душевное культурное пространство человека. Лично я не хочу, чтобы мне навязывали, что носить, что есть, что курить и т.д. Я выбираю свободу! Это не означает, что я перестану покупать какие-нибудь модные вещи известных марок, - я просто не буду гнаться за брендами и не сойду с ума, если у меня не будет джинсов от «Dolce & Gabbana». Я просто буду помнить, что потогонные системы все-таки процветают, и лично для меня будет иметь значение тот факт, чтобы тот товар, который я приобретаю, был «очищен» от несправедливости, неравенства и рабства.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов