Мир сБРЕНДил

Впечатления от книги НАОМИ КЛЯЙН «No Logo. Люди против брендов»

«…дети в Индонезии и Китае работают как рабы, „чтобы американские дети могли одевать в вычурные платья свою любимую куклу“. Наоми Кляйн, „NO LOGO“.

Не так давно весь мир охватила просто какая-то лихорадка „бренды, а не товары“. Мы демонстрируем на себе богатство и роскошь мира брендов, не задумываясь об убожестве и нищете массового производства. Мы давно превратились в массовых потребителей, которые ничего не желают знать, мы приобретаем товары, которые обязаны своим существованием угнетению человека человеком. Мы покупаем детям игрушки, которые могли быть сделаны детьми, лишенными детства, — работниками и рабами потогонных систем. Вот такой вот новый бесчеловечный образ ведения бизнеса. Потогонный цех по производству товаров под всемирно известными марками дает прибыль, миллиарды, которые тратятся на брендинг и рекламу, вместо повышения зарплаты рабочим. К примеру, 50000 рабочих найковской фабрики в Китае должны были бы работать 19 лет, чтобы заработать столько, сколько Nike тратит на рекламу в год.

Информация о несоответствии между зарплатой работников потогонных цехов и розничными ценами корпорациями тщательно скрывается. Например, кроссовки, которые штампует тайская швея за зарплату в 2 доллара в день, могут продаваться в каком-нибудь Сан-Франциско за 120 долларов. Рабочим просто не говорят, на какой бренд они работают, мало ли что?! Потогонные корпорации — не просто поставщики товаров, они — могущественные политические силы нашего времени, которые используют потребительский класс как рычаги пропаганды и как орудие просвещения масс. Такие системы разрушают мир. Вспомним расследования на фабриках компаний Disney и Martel, с помощью скрытой камеры журналист показал, что дети в Индонезии и Китае работают как рабы, „чтобы американские дети могли одевать в вычурные платья свою любимую куклу“.

В результате корпоративного вмешательства демократическая страна становится менее демократической. Экономическое развитие, получается, происходит за счет ущемления прав человека.

ГЛУШЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.


Термин „глушение культуры“ был придуман в 1984 году группой музыкантов из Сан-Франциско „Negativland“, специализирующихся на создании акустичискех коллажей. Глушителями массовой культуры называют тех, кто пародирует рекламу и нападает на рекламные щиты с целью изменить смысл изображенного на них. Улицы — это общественное пространство, утверждают „рекламобойцы“, и, поскольку большая часть населения не может позволить себе противостоять корпоративному внушению собственными рекламными выступлениями, у него должно быть право выражать свое мнение к этим образам.

Общественные активисты говорят, что пришло время, когда общество уже не может просить, чтобы хоть какая-то часть пространства оставалась нетронутой спонсорами, а само должно начать забирать его обратно.

„Глушение — это как рентген подсознания рекламной кампании, раскрывающий, какая истина в ней зарыта“, — утверждает Наоми Кляйн.

Глушители используют рекламные щиты в качестве холста художника (если на щите „Думай совсем иначе“, заменяется — „Думай, разрушая иллюзии“, товарный знак „Apple“ превращается в череп).

Глушение культуры — это, по сути, все, что совмещает искусство, средства информации, пародию и взгляд извне.

По всему миру создаются „медийные коллективы“ с изданием журналов, частным радио, использованием сети интернет на местном уровне, чтобы осуществлять „рекламоборчество“. Вообще, рекламоборцы формируются в отдельные группы в 70-е годы. „Государства отступили, а корпорации стали новым общественным институтом“, — говорит Джагги Синг, антикорпоративный активист.

Глушение культуры происходит не только в „вольном“ художестве и переделывании рекламных щитов на свой лад, но даже в музыке, например, группа „Negativland“ выпустила песню „Dispepsi“ из глушенных, исковерканных и изуродованных рекламных словечек Рepsi: „Меня убили на мосту. Пепси! / Я Христа прибил к кресту. Пепси!“ и т. п.

Все мы знаем, что современным обществом правят шаблоны и стереотипы. Глушители массовой культуры бунтуют и против этого. Например, на рекламных щитах, где изображена модель с параметрами 90-60-90, „рекламоборцы“ с помощью красок или графических редакторов, таких, как Рhotoshop, Corel Draw и др. подрисовывают что-то „от себя“ и подписывают что-нибудь в роде: „Покорми меня“ или „Зашибись, как я прекрасна“. На рекламном щите с Барби можно было наблюдать такие надписи: „Что было раньше, — красота или миф?“ или „Если я сломаю ноготь, но при этом сплю, — это перелом?“ и т. п.

В наше время мы, очумев от информации, не встрепенемся от поразительного образа на рекламе, наше общество перекормлено, оно насытилось обилием информации и его просто начинает тошнить. На рынке — перенасыщение массовыми товарами, все уже итак давно придумано и больше нечего создавать, ничего нового, кроме деформированных клонов не возникает, на улицах — обилие всяческой рекламы, от которой просто некуда спрятаться. Как же бороться со всем этим? Yahoo!, например, раскручивает официальный „культуроглушительный“ сайт в интернете в рубрике „альтернативная культура“. По всему миру открываются магазины альтернативной культуры, где продаются футболки, кепки, наклейки и т. д. с надписями в роде: „нет брендам“.

„глушитель культуры“ — это художник, действующий как антимаркетолог, который мобилизует опыт, наполненный рекламой, отслеживанием, какие бренды постоянно светятся», — говорит Наоми Кляйн. Как же сделать так, чтобы мир узнал о «глушителях культуры», как же позиционировать себя антимаркетиноговому движению? — тоже создавать рекламу! Что же получается, — реклама антирекламы? Возможно ли существование оппозиции или всякое сопротивление бесполезно?

Мы ведь понимаем, что корпорации ждут от нас одобрения культа брендов, и мы это делаем! Они тратят кучу долларов маркетологам за рекламу, типа: «на, получи, тебе нужно именно это»!, а сами получают еще больше денег. Я считаю, что никто не имеет права указывать человеку, что купить, где носить, что есть, когда и что говорить и т. п.

Теряясь в мире брендов, мы становимся лишь охотниками за крутизной. Все ведь знают, что реклама нас дурит, что она имеет скрытое внушение и механизмы ее воздействия работают безоговорочно, но не можем этому противостоять.

ВЕРНУТЬ СЕБЕ УЛИЦЫ.

В США, например, все чаще организуются слеты на тему «Вернуть себе улицы» — это дело рук RTS-цев, которые сформировались в группу в мае 1995 года. Они блокируют улицы, объявляя проезжую часть «открытой улицей», и ставят дорожные знаки в роде: «дышать разрешено!», «зона, свободная от автомобилей!», «вернем себе пространство!» и т. п. Одно из их главных утверждений — «Под асфальтом — лес». Эти люди хотят возвратить себе общественное пространство, они просто хотят свободы. «…на заранее назначенном перекрёстке собираются велосипедисты от семнадцати до семи тысяч человек, и отправляются в путь. Одним своим количеством они формируют «критическую массу», и автомобили вынуждены уступать им дорогу. «Мы не блокируем движение транспорта, — говорят велосипедисты «Критической массы», — мы сами и есть движение транспорта», Наоми Кляйн.

Зарубежные СМИ говорят, что мероприятия RTS-цев — «протест против засилья автомобилей», но это не так, как сами они утверждают: «автомобиль — символ, более осязаемое проявление потери общественного пространства, улиц, где можно ходить пешком, и мест, где можно свободно самовыражаться».

Стремление вернуть себе пространство, свободное от брендов, близко всему миру. Все в мире становится одинаковым, и мы не против этого. Город превращается в обычный товар, созданный для шоппинга. Нас постоянно изучают, за нами наблюдают, нас умиляют и обманывают, и со всем этим мы соглашаемся. Бренды грабят общественное и душевное культурное пространство человека. Лично я не хочу, чтобы мне навязывали, что носить, что есть, что курить и т. д. Я выбираю свободу! Это не означает, что я перестану покупать какие-нибудь модные вещи известных марок, — я просто не буду гнаться за брендами и не сойду с ума, если у меня не будет джинсов от «Dolce & Gabbana». Я просто буду помнить, что потогонные системы все-таки процветают, и лично для меня будет иметь значение тот факт, чтобы тот товар, который я приобретаю, был «очищен» от несправедливости, неравенства и рабства.

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях