Чуть меньше года назад - в июне 2009-ого в Екатеринбург привозили волшебный спектакль «Нэббиа/Туман». Его поставил швейцарский режиссер, актер, драматург и клоун Даниэле Финци Паска вместе с труппой швейцарского же «Театро Сунил» и канадским цирком «Элуаз».
Спектакль шел почти неделю и все приходили в восторг. Там причудливым образом сочетались эксцентрика, акробатика, клоунада, музыкальные номера, но это, никоем образом не походило на привычный цирк.
И вот Чеховский фестиваль заказал швейцарцу новый спектакль, посвященный 150-летнему юбилею со дня рождения Антона Палыча. Режиссер поначалу сильно озадачился - он ведь никогда в жизни не ставил не то что Чехова, но и вообще сколько-нибудь связанного спектакля. Все действо у него обычно соткано из неуловимых воспоминаний, ассоциаций и снов. Сам себя режиссер называет «собирателем мгновений и маленьких деталей», а свой театр - «театром образов, которые наслаиваются один на другой».Однако, отказываться сразу режиссер не стал. Съездил на родину Чехова в Таганрог, перечитал его пьесы, воспоминания современников, и в итоге сочинил «Донку».
Донка - это вообще-то специальная удочка с бубенчиком для ловли рыбы, которая водится в глубокой воде, ближе ко дну и на обычный поплавок, которую не взять. Чехов, как известно, любил посидеть с удочкой в тишине и покое.
«Донка. Послание Чехову» - это обращение швейцарского режиссера и его театра к неким глубинам чеховских историй, рассказов и пьес. А еще это вновь набор трогательных воспоминаний, музыки и изысканно-воздушных видений. Клоуны-актеры, как и в «Тумане», начинают представление с пролога, который они читают, переходя с одного языка на другой, даже на запинающийся русский. Все эти рассказы - о театре, «который 150 лет назад выстроил русский барон в Лугано, а теперь на этом месте школа, где все мы учились», или другая история про то, что в тот день, когда в Таганроге родился мальчик по имени Антон, в Швейцарии родились три девочки», и прочие разные параллели и совпадения, которые даже не то чтобы несут какую-то важную информацию, а нужны, чтобы настроить зрителя на волну театра «Сунил». Волну, на которой как будто случайный набор летучих лирических сцен, туманно-ассоциативными связями соединенных друг с другом и с Чеховым, складываются в единую грустно-ироническую картину.
Поскольку про Чехова все знают, что по образованию он был врачом, а скончался от чахотки, многие сцены сложились вокруг больничного сюжета и вообще темы хрупкости и недолговечности. Акробаты в нижнем белье с госпитальных кроватей поднимаются в вышину по полотнищам, будто по бинтам, госпитальный белый цвет и красные оттенки крови в декорациях, печальные разговоры и тревожное катание медсестрами туда-сюда кроватей - все это присутствует. Но лучшие моменты спектакля связаны все же не с больничными аллюзиями, а когда Финци Паска возвращается к своему фирменному - музыкальному и поэтическому цирку.
В числе лучших моментов «Донки» - номер на трапеции, где три сестры в белых многоярусных платьях, будто бы толкаясь на качелях, падают, взлетают и крутятяся в воздухе, болтая ногами. Номер с лентами-удочками да еще тот отрывок, где две гимнастки, расположившись на полу, принимают разные позы, а камера, снимающая их сверху, проецирует картинку на высокий экран, отчего кажется, что девушки выделают невероятные кульбиты и вопреки всем законам зависают в воздухе.
«Донка. Послание Чехову» будет идти в Екатеринбурге два вечера подряд - 16 и 17 мая на сцене ТЮЗа.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов