«Золотой фонд Урала» - такая выставка открылась на днях в Галерее современного искусства, что находится на Красноармейской, 32.
Выставка относительно небольшая – здесь представлена всего 21 работа, но очень показательная вот в каком смысле. Это такая своеобразная, очень краткая ретроспекция «золотого века» русской живописи – с середины 18 столетия до начала 20-ого. От Тропинина и Боровиковского до Зинаиды Серебряковой и Игоря Грабаря, включая и парочку художников-академистов начала 19 века, и, разумеется, передвижников – Крамского, Васнецова, Саврасова. Творчество каждого художника представлено буквально одной картиной.
Закон ретроспективы соблюдается и в жанровой принадлежности – вот, пожалуйста, марина Айвазовского, вот лесной пейзаж Шишкина, театральный эскиз Кустодиева здесь же, а вот натюрморт, очень красивый, кстати, Константина Коровина – «Розы на берегу моря».
Впрочем, нагляднее всего проследить как менялась русская живопись на протяжении полутора столетий можно по портретам. Начиная с работы неизвестного художника 18 века «Портрет императора Александра I ребенком», где будущему самодержцу от силы лет пять. Он одет по детской моде тех лет в шелковое платьице, чуть спадающее с пухлого плечика, черты лица с жемчужной аристократичной бледностью, но на щеках – тоже пухлых играет румянец.
А вот уже начало 19 века – «Спящая итальянка» художника академической школы Евгения Плюшара. Сейчас кроме знактоков-искусствоведов его мало кто знает, но в первой половине позапрошлого века он был очень даже популярен, что совершенно неудивительно, ведь Плюшар культивировал принципы «искусства, рассчитанного на зрительский успех».
«Портрет неизвестной. Предположительно актрисы Савиной» написал один из главных наших передвижников - Иван Крамской. Жемчуга, шелк платья, роза - выписаны максимально реалистично, а в глазах женщины светятся и ум, и мудрость, и опыт прожитых лет. Проявлять характер личности, а не только природную красоту, допустим, начали в русском искусстве первыми как раз передвижники.
Ну и вот еще портрет уже начала 20 века – Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати».
Выставку на полтора месяца привезли в Екатеринбург из Нижнетагильского художественного музея. Каждая картина сопровождается очень обстоятельным и в то де время нескучным рассказом. (Про «Мальчика со скрипкой» мы, например, узнаем, что к ней несколько лет назад присматривался в одном московском антикварном салоне Владимир Спиваков. Но купить картину так и не успел. Знаменитого скрипача опередил один гражданин Голландии, который потом по ряду причин вывезти на родину «Мальчика» не смог и подарил нашему Министерству культуры. А Министерство уже поредало работу в Нижний Тагил). Сходил так на одну выставку – и не устал особо, и к прекрасному приобщился. Вход, правда, именно на эту именно экспозицию в галерее платный. Обычный билет - 200 рублей, для студентов и пенсионеров – вполовину дешевле. Открыт «Золотой фонд Урала» в галерее до 4 апреля.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов