Волхонка
«Пленные духи»
На «Волхонке» выпустили «Пленных духов» - спектакль-анекдот из жизни поэтов Серебряного века (а не про чеченских военнопленных, как думают некоторые).
«Духов» по пьесе братьев Пресняковых ставил с артистами театра московский режиссер. Ставил-ставил, а когда поставил, и до премьеры осталось пять дней, потребовал снять свое имя с афиши и нигде не упоминать о его причастности к постановке. Что произошло, и в чем суть конфликта в театре говорят неохотно. Но с этим режиссером на «Волхонке» уже работали прежде, он поставил здесь два спектакля – «Месяц в деревне» и «Предупреждение малым кораблям». Но вот случилось, как случилось. Спектакль между тем вышел очень даже славный. Продвинутым учителям литературы в старших классах можно запросто водить на «Пленных духов» своих учеников, чтобы понимали «из какого сора, росли стихи» великих русских поэтов Серебряного века.
Итак, что же тут за история. «Пленные духи» - один день из жизни подмосковных дачников. Дачники, впрочем, нельзя сказать, что простые. В Шахматово живет молодой впечатлительный поэт Саша (дебютант «Волхонки» Даниил Наковник) и его мама (Татьяна Савинкова). Саша страдает онейрофобией - то есть боязнью снов, из-за чего не спит ночами и именно что по ночам пишет стихи о Прекрасной Даме. Ради вдохновения заставляет дворового парня Сеню (артист Александр Тузиков - тоже дебютант) наряжаться в женское платье и прогуливаться по саду. Мама при этом сильно делает Саше нервы - все норовит пересказать ему свой очередной сон, чтобы сын облек ее болтовню в поэтическую форму. Тут же выясняется, что в Шахматово собирался приехать поэт Борис, пишущий стихи про кентавров и подписывающийся в альманах Андреем (Александр Сергеев). Борис-Андрей тут же вскоре и приезжает, начинает галопировать как тот кентавр, поминать через слово поэта Валерия Яковлевича Брюсова и интересоваться - а существует ли в действительности эта загадочная Прекрасная Дама.
Дескать, для поэтов-символистов очень важно, чтобы она все-таки существовала. Символистам это было бы очень на руку, и кстати, Валерий Яковлевич в знак благодарности, раскрутил бы Сашу на всю Россию. Саша, конечно, станет тушеваться и бледнеть, рассказать правду про Сеню ведь совершенно невозможно. И тут судьбу сына в свои руки берет энергичная мама. Она отправится в соседнее Боблово, где живет бобылем химик Менделеев (Алексей Агапов) с дочкой Любовью Дмитриевной (Полина Дьячок). У мамы будет очень четкий план.
Стоит добавить, пожалуй, что артист Даниил Наковник - реально похож просто даже внешне на молодого Блока. У дебютантки Полины Дьячок (Любови Дмитриевны Менделеевой)- такие же тени вокруг глаз, как у Веры Холодной в немых кинофильмах. А артист Сергеев, всегда казавшийся прирожденным трагиком, вдруг оказалось, что еще талантливейший комик - не просто смешит до колик, но и дает того самого трагизма - в очень точно отмеренных дозах, когда бездны тоски и отчаяния преподносятся как «пустяки, дело житейское».
Еще хороши дворовые слуги - уже упомянутый Александр Тузиков (Сеня) и Иван Гудков (слуга Менделеевых Федор). Эпизод с танцующим Федором, который вдруг заговорил, обязательно срывает аплодисменты. Опять же химик Менделеев (Алексей Агапов) - для многих станет открытием факт, популяризированный драматургами Пресняковыми - великий русский ученый зарабатывал на жизнь тем, что делал чемоданы - хорошие, кожаные чемоданы. И ни капельки этого не стеснялся.
Ближайшие спектакли «Пленных духов» 10, 15 и 27 октября.
ТЮЗ
«Мы, герои»
Спектаклем «Мы, герои» по пьесе французского драматурга Жан-Люка Лагарса в ТЮЗе открывали этот юбилейный 80-ый сезон. Всем кто хоть чуть-чуть интересуется театром – идти обязательно. Тем, кто в театр ходит редко – имеет смысл начинать ходить именно с таких постановок.
«Мы, герои» - один из тех редких спектаклей, где гармонично, органично, уместно и обоснованно все – начиная с текста пьесы, где нет ни одной пустой, лишней фразы, говоря о музыке, свете, декорациях, и заканчивая игрой актеров. Это еще один редкий случай - когда невозможно выделить ни одного артиста и сказать что такой-то блистал, а такая-то смотрелась бледно. Блестящий актерский ансамбль – в самом прямом смысле слова, это именно про «Мы, герои». А герои здесь – артисты частной труппы, не слишком преуспевающей, уже позабывшей, что такое успех и овации.
Начинается все как пьеса о театральном закулисье - актерские амбиции, ревность, соперничество, кто-то хочет все бросить и уйти, кто-то хочет замуж, а кто-то сам не знает что ему надо в этой жизни – может быть уехать в Чикаго, но впрочем это тоже не наверняка. Труппа переезжает из города в город где-то в Центральной Европе – Варшава, Нюрнберг, Лейпциг, Берлин. Где-то во второй половине спектакля все чаще начинает звучать слово «война». Уже после последней произнесенной реплики станет ясно, что война все-таки началась. И название «Мы, герои» приобретет еще один смысл.
Еще добавлю, что «Мы, герои» в ТЮЗе – это премьера пьесы в России, прежде она у нас не ставилась. В двух словах о Лагарсе. Он умер от СПИДа в 95-ом году, не дожив до сорока лет. При жизни был известен как актер и режиссер, но как драматург оставался непонятым. Главным образом, потому что пьесы его чрезвычайно сложны для постановки – может показаться, что в них мало действия и огромное значение имеют слова. Тем уникальнее несомненная удача постановки екатеринбургского ТЮЗа, и тут конечно заслуга переводчицы Натальи Санниковой. Добавлю, что на сегодняшний день Лагарс входит в тройку самых популярных драматургов. Чаще его пьес ставят во Франции только Шекспира и Мольера, даже Чехова и Расина ставят меньше.
9, 10, 25 октября.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов