В марте 2020 года клиентка ХКФ-банка («Хоум Кредит энд Финанс Банк» — прим. Uralweb) сообщила телефонным мошенникам два СМС-кода, по которым банк дистанционно оформил на ее имя договор страхования и одобрил кредит на сумму более 200 тыс. руб. под почти 19% годовых. Затем деньги были выведены на неизвестный счет.
Ранее три судебные инстанции отказали женщине в просьбе признать кредитный договор недействительным, подчеркнув, что стороны должны соблюдать конфиденциальность в отношении СМС-кода. Но истица настаивала, что не собиралась заключать сделку, а код подтвердила «машинально». Она обратилась в Верховный суд, который отменил все три прежних решения (суда первой инстанции, апелляционное и кассационное определения) и направил дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Эксперты считают, что новое решение ВС может изменить судебную практику и заставить банки пересмотреть подходы к обеспечению безопасности операций, пишет «Коммерсантъ». Юристы отмечают, что позиция ВС имеет важное значение при принятии решения нижестоящими инстанциями — теперь права клиента можно защитить, признав кредитный договор незаключенным либо недействительным.
По мнению председателя совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктора Достова, даже если признать сообщение кода аналогом подписи, то в данном случае код банку сообщила не клиентка, а мошенники, а значит, процедуры подписания кредитного договора самой клиенткой не было.
По оценке независимого эксперта Андрея Бархоты, доля мошеннических кредитов в общем числе составляет до 10%, по объему — до 3%, пишет «Ъ».
Текст: Ольга Маслова
так можно было что-ли?
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов