Зубаревич — о предстоящем нефтяном эмбарго: «Адаптация — не значит расцвел пышным цветом»
Разгон инфляции в январе 2023 года вряд ли произойдет, поскольку ее риски уже заложены в потребительские цены, и если рост будет, то несколько позже. Неприятностей стоит ждать от введения Западом в декабре нынешнего года нефтяного эмбарго. Об этом в интервью агентству ЕАН рассказала профессор МГУ, социогеограф Наталья Васильевна Зубаревич.
— Единственное, что может подтолкнуть инфляцию, — если мы увидим изменение баланса экспорта и импорта. Если российский экспорт будет уменьшаться — и я имею в виду нефть и нефтепродукты, а импорт будет восстанавливаться. Если выровняется одно с другим и импорт даже чуть-чуть превысит экспорт, то рубль будет стремительно слабеть. При слабеющем рубле экономика всегда раньше реагировала одинаково — цены росли. Вот это возможно. Но пока и таких резких и острых предпосылок нет.
Но случится другое, а именно — нефтяное эмбарго, к которому предстоит адаптироваться российской экономике.
— Значимую часть того, что шло на Европу, будем продавать в других местах. Но как это будет… Вы же видите, металлурги адаптировались. Но идет падение рентабельности, снижение прибыли, падает производство. Адаптация — не значит расцвел пышным цветом. Адаптация — это сжался до каких-то возможных пределов. И именно это мы будем наблюдать.
По мнению Натальи Зубаревич, «крепкий рубль слишком мешает» экономике, и в 2023 году он, скорее всего, «будет стоить других долларов». Она также назвала «нашей новой дорогой жизни» перевозки грузов по Транссибу.
Напомним, в начале октября ЕС утвердил восьмой пакет санкций против России, который включает потолок цен на сырую нефть (с 5 декабря) и нефтепродукты (с 5 февраля 2023 года). Президент Владимир Путин не раз заявлял, что Россия не будет поставлять энергоносители в страны, которые присоединятся к этому решению.