Илья Варламов о конфликте вокруг работы Покраса: «Само не рассосется»
Урбанист, блогер Илья Варламов прокомментировал в своем блоге тему конфликта, развернувшегося в минувшее воскресенье вокруг приезда (несостоявшегося) в Екатеринбург питерского мастера паблик-арта Покраса Лампаса, который собирался в понедельник прилететь, чтобы восстановить фрагмент своего «Суперматического креста» (испорченного районным ДЭУ), но из-за угроз отдельных агрессивно настроенных православных отложил визит на Урал на неопределенный срок.
«Мне кажется, представителям правоохранительных органов тоже надо высказать свою позицию на этот счёт. Можно ли вот так публично угрожать людям в Екатеринбурге или нет? Где позиция МВД, СК, прокуратуры? Ну и хотелось бы услышать позицию городских властей. Покрас сделал мудрый шаг: он временно отказался прилетать в Екатеринбург и восстанавливать свою работу, чтобы не подталкивать конфликт к эскалации. Но это тот случай, когда само не рассосётся. Если сегодня не дать оценку деятельности подобных активистов, завтра будет поздно».
Между тем, Оксана Иванова, руководитель екатеринбургского музея святости, считает, что православной общественности Екатеринбурга удалось защитить свой символ веры.
«Разговаривая с организаторами „Стенограффии“ на языке современного искусства, мы оказались убедительны, они нас поняли. Или мы их творчески превзошли», — написала она в Facebook.
Как сообщает ЕТВ, «сейчас Покрас Лампас ищет варианты, которые помогут ему сохранить работу, но уйти от формы креста».
«Форма не была принципиальна для художника или организаторов фестиваля. Большой шаг, что мы помирились», — сказала в эфире ЕТВ координатор фестиваля «Стенограффия» Анна Клец.
«Мы получили официальные документы, что это объект искусства. Для неправославных людей это просто геометрическая фигура. Но есть люди, которые активно доносили до нас свою позицию. Нас убедили, что они действительно видят в этом крест. Мы относимся к ним с уважением как к жителям. Поэтому решили делать искусство, а не провокацию», — заявила Анна Клец.
По мнению старшего научного сотрудника Института философии и права УрО РАН Александра Белоусова, «Стенограффии» и самому художнику так хотелось сохранить «Суперматический крест», потому что работа и даже конфликт вокруг него приносили деньги. Обсуждение в СМИ и соцсетях повышали стоимость будущих работ автора, уверен Александр Белоусов.
«Я подозреваю, что прибыли исчисляется десятками тысяч процентов, причем за короткий промежуток времени», — пишет Белоусов в своем Facebook. «Вечные сюжеты всегда в цене и сегодня продаются не хуже, чем 500 лет назад. Главное найти нужного покупателя и тех, кто будет поднимать ставки на аукционе», — заключил он (орфография и пунктуация автора сообщения сохранены — прим. Uralweb).