Покрас Лампас объяснил, какую роль в его работе на Уралмаше играет крест
Художник Покрас Лампас объяснил, какую роль в его работе «Суперматический крест» играет непосредственно сам крест, изображение которого на земле вызвало негодование ряда представителей православной общественности.
По его словам, за основу была взята сама форма площади Первой пятилетки, которая «всегда была в форме креста».
«Это самое важное. Она всегда была в форме креста. Того самого креста, который выложен красной плиткой на площади уже много десятилетий. Линии, которые выложены красной плиткой, стали контуром тех форм, которые я использовал. Я ничего не добавил от себя. Туда была интегрирована моя каллиграфия, ею написан текст из отрывков „Манифеста“ Казимира Малевича, — объяснил Покрас. — Этот крест не связан ни с одной из религиозных конфессией. Его пропорции не соответствуют любым изображениям креста».
Художник подчеркнул, что работает по всему миру и в разных частях России, и еще не было прецедентов, чтобы он кого-либо провоцировал своим творчеством. Он сообщил, что удивлен тем, что некоторые люди прочитали форму православного креста в работе, которая даже называется «Суперматический крест».
«Все мои работы говорят о культуре, об искусстве. В даном случае это отсылка к русскому авангарду и Казимиру Малевичу, — объясняет Покрас. — Малевич — один из тех российских художников, который повлиял на мировое искусство, на развитие мирового дизайна, который находится в мировых коллекциях, является объектов цитирования огромного числа художников во всем мире».
Один из журналистов, присутствующих на пресс-конференции, отметил, что действия самого Малевича, которого на площади Первой пятилетки процитировал петербуржец, в свое время тоже совершил действие, которое можно назвать провокационным.
«Ты же не можешь не знать, что „Черный квадрат“, после того, как он перестал быть частью театральной декорации, был повешен на выставке Малевичем в красный угол, где должна была висеть икона. Как быть с этим?», — обратился к Покрасу журналист Денис Каменщиков.
«Малевич должен восприниматься в двух контекстах: первый — то, как он манифестировал и инсталлировал свои работы, второй — то, как его искусство повлияло на вещи, которые стали происходить позднее. Его идеи оказали влияние на дизайн-код. В те годы была ограниченность в типографских ресурсах, дефицит краски: были красная, белая и черная. Но за счет этого дефицита был сформирован код, в котором мы живем, и это важно знать и принимать. И если Малевич висит в ведущих музеях мира, о нем рассказывают учебники истории искусств, мы должны это уважать, — ответил на это Покрас Лампас. — Моя позиция как художника — если рассказывать об искусстве, то рассказывать в полной мере».
По его мнению, то, что лидеры общественных мнений в ситуации с его работой стали доносить до людей усеченную информацию, с личными, а не нейтральными оценками, с отфильтрованными нужным образом фактами, позволило разгореться конфликту вокруг его работы.
«Многие не разбираются в ситуации, но поддержали ее и начали распространять. Поэтому мы сейчас попытаемся выработать общее общественное, художественное, экспертное мнение, чтобы все друг друга услышали и во взаимопонимании нашли вариант того, как именно работа должна быть восстановлена».