По его мнению, это будет равносильно взрыву на станции Свердловск-Сортировочный 4 октября 1988 года, когда железнодорожный состав, перевозивший 46,8 тонны тротила и 40 тонн гексогена, врезался в стоящий на путях товарный поезд. Напомним, что тогда 4 человека погибло, около 500 было ранено.
Виктор Крылов приводит и другие аналогии: по масштабам выделения энергии обрушение будет эквивалентно взрыву мощностью от 3,5 тонн тротила, 10 немецких баллистических ракет «Фау-2», столкновению трех тяжело груженных составов из 50 вагонов на скорости 100 километров в час.
Свои расчеты Виктор Крылов основывает на опубликованных параметрах телебашни: ее высоте в 230 метров и массе 7,5 тыс. тонн, а также предполагаемой им скорости падения ствола конструкции 100 километров в час. Впрочем, и без того огромная энергия обрушения может двукратно возрасти, если считать не только вес бетона телебашни, но и арматуры, которая, по мнению инженера, не включена в вес 7,5 тыс. тонн.
Напомним, что магнитогорская компания «Взрывные работы специальные» намерена демонтировать башню в два этапа. С помощью энамата монтажники сделают вруб в башне на отметках 70 и 10 метров. Первая часть башни от 231-го до 70-го метра упадет в существующий ствол (он как бы сложится), а затем уронят вторую часть башни с 70 до 10 метров. Чтобы уменьшить сейсмический эффект от волн, которые будут расходиться из-за падения объекта, под башней сделают специальную «подушку» из насыпного грунта.
ЧП на Сортировке представляло собой воздушно-поверхностный взрыв, объясняет Виктор Крылов. Тогда ударная волна была 10-15 километров, воронка на месте взрыва составила 40 на 8 метров. Собеседник Znak.com говорит, что ситуацию несколько сгладила насыпь на Сортировке. При обрушении телебашни-недостроя подушки и насыпи могут не спасти, опасается Виктор Крылов.
При первом этапе обрушения основание башни может уйти в землю на 10-15 метров, считает инженер. Поэтому сейсмическая волна от падения сформируется как на поверхности, так и под землей. При этом не исключено, что основание башни не выдержит — бетонная оболочка толщиной 50 сантиметров разорвется изнутри и ее осколки разлетятся на территории 1-1,5 километра.
Сейсмические волны могут повредить и проходящую рядом ветку метрополитена и даже разрушить два моста — на улице Куйбышева и на улице Декабристов, не исключает Виктор Крылов. Если сам взрыв локален, то сейсмический эффект — самый опасный и непредсказуемый, считает инженер. Нельзя исключать, что по руслу реки сейсмическая волна может дойти до Плотинки. «Разрушения будут точно», — считает он.
Он аргументирует, почему демонтаж телебашни нельзя сравнивать с разрушением старых труб комбинатов, котельных. Стены труб тоньше, кроме того, подвержены различным тепловым воздействиям изнутри. Они, как правило, разрушаются в процессе падения под собственным весом. Ствол телебашни сделан на века, уверен Виктор Крылов. Пример — Останкинская телебашня, которая старше екатеринбургской, но не подвержена никаким внешним разрушениям.
Недавно была опубликована экспертиза по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, которые расположены недалеко от телебашни: усадьбы Первушина и усадьбы Казанцевых. Авторы экспертизы пришли к выводу, что от обрушения башни усадьбы не пострадают.
Виктор Крылов считает, что экспертиза такого уровня не гарантирует должного уровня безопасности: телебашню нельзя рассматривать, как типичное сооружение. Поэтому нельзя ориентироваться на типовые нормативы. «Эти документы порождают больше вопросов, чем ответов. Какой будет выброс грунта от падения, не разлетится ли основание на куски, каким может быть движение сейсмических волн, какая страховая компания согласится застраховать эти работы?» — перечисляет Виктор Крылов. Он считает, что обязательном порядке надо заказывать геологическую экспертизу и «бить тревогу» в связи с выбранным способом демонтажа телебашни.
Напомним, участок под телебашней является площадкой для строительства новой ледовой арены под патронатом УГМК. Компания рассчитывает демонтировать башню к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Добавим, что ранее Виктор Крылов вместе со своим коллегой инженером Александром Дегтяревым предложил использовать недостроенную телебашню в Екатеринбурге как элемент канатной дороги.
Я за то, чтобы достроить, как ни как это визитка города!
Я за то, чтобы достроить, как ни как это визитка города!
Насколько помню - там монолит, а он не предполагает таких больших пауз в строительстве.
Но можно использовать то, что есть на данный момент, тем более, что была информация о том, что прочность бетона намного выше, чем рассчитывалась изначально. Закрыть всё, что сейчас страдает от внешних воздействий и использовать по максимуму.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов