Среди пришедших были учителя Балабанова, товарищи и близкие друзья: режиссёр Алексей Федорченко, солист группы «Чайф» Владимир Шахрин, председатель Уральского отделения Союза кинематографистов Владимир Макеранец, заместитель директора ТЮЗа Олег Лоевский, директор ежегодного рок-фестиваля «Старый Новый Рок» Евгений Горенбург и другие.
Все они сказали немало тёплых слов в адрес режиссёра и оживили в своей памяти воспоминания. И говорили они о нём не столько как о режиссёре, а как о застенчивом, но талантливом ученике, надёжном товарище и мастере своего дела, который теперь останется в памяти ещё и благодаря мемориальной доске.
— Алёша был чудесный мальчик, но застенчивый, — вспоминает учительница режиссёра. — Когда он заканчивал школу, подошёл ко мне и спросил: «А кем мне быть: переводчиком или военным переводчиком?» Я говорю: конечно, военным переводчиком. Но потом всё изменилось. Потому что человек не может быть постоянно в одном и том же состоянии, он меняется. И натворил он столько замечательных дел, столько фильмов выпустил, столько вложил в это души, нервов, сил, что хочется каким-то образом отдать себя этому, радоваться жизни. Алёша навсегда останется у нас в памяти. Я сидела, перебирала накануне все документы, которые у меня сохраняются после выпуска учеников, и поняла, что самое замечательное — это наши дети. Они были, есть и будут. А Алёше — память на всю оставшуюся жизнь.
— Идея создать мемориальную доску появилась у меня после творческого вечера, когда мы смотрели фильм «Брат» с друзьями, — говорит главный инициатор события Артём Бершадский. — Вообще, я очень люблю авторское кино, как наше, так и других стран. Этой доской я хотел сказать спасибо великому режиссёру. Потому что, когда ты заканчиваешь школу, твоим учителем становится искусство. Если это правильная музыка, правильный рок, правильные фильмы, тогда у тебя всё в жизни будет хорошо. Хочу сказать спасибо Александру Коротичу, который мне дал контакты Олега Раковича, который абсолютно безвозмездно сделал дизайн этой таблички. И администрации школы, которая помогла быстро этот проект осуществить. Я хочу, чтобы каждый год этот день был днём Алексея Балабанова. Мы будем смотреть и обсуждать в школе его фильмы, чтобы никогда не забывать. Чтобы люди знали, что кроме внешних факторов, политики, государства, соседей у человека есть много внутренних демонов, с которыми надо бороться. Надо начать с самого себя, когда ты сможешь победить в себе зло, тогда можно будет говорить о мире во всём мире.
— Я, честное слово, не знаю, что говорить, — признаётся музыкант, одноклассник режиссёра Евгений Горенбург. — Так случилось, что мы с Алексеем были самыми близкими друзьями с 14 до 25 лет, когда всё формируется, поэтому во мне от Балабанова достаточно много. Надеюсь, что и в нём было много от меня. Сначала, когда сказали, что будут делать эту доску, я прикинул на себя и подумал, что мне она не нужна, поскольку это ничего не изменит вокруг моей жизни. Потом я понял, что этот посыл пошёл от людей, которые не знают его совсем и которые будут долго жить после нас. Школьники, которые будут учиться в нашей школе, будут понимать, что надо много читать книжек, слушать музыку, играть эту музыку, драться, хулиганить, уважать своих учителей и родителей. То есть понимать какую-то внятную мораль, о которой Алексей и снимал свои фильмы. И, когда у меня осознание появилось, мне стало всё понятно, в общем, я рад, что доска появится, что она будет здесь всё время. В школу мы приходим, это лучшее время в нашей жизни.
— Хорошо, что мороз, Лёша очень любил мороз, — говорит продюсер и сотоварищ Сергей Сельянов. — У него одно время даже окна не было в комнате, просто в принципе не было, он спал всегда с открытыми окнами, и, когда было -25 градусов, это было самое для него правильное состояние погоды и духа. Спасибо вам большое. На меня очень большое впечатление произвело то, что я увидел на школе, я увидел откуда Лёша, увидел эту школу, и такое ощущение, что узнал о нём что-то, чего не знал за всё время нашей активной и долгой совместной жизни. Доска сделана замечательно, со вкусом, по-балабановски. Такое ощущение, что это Балабанов водил рукой автора, он бы и сам, наверное, так про себя графически высказался. Лёша всё-таки ушёл от нас, но в такие минуты понимаешь, что он с нами.
— Я не был одноклассником Лёши Балабанова, — делится лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. — Он пришёл со съёмочной группой ко мне в 1984 году домой. Они снимали киножурнал «Советский Урал», он был режиссёром, и целый киножурнал был посвящён Свердловским рок-музыкантам ещё до Свердловского рок-клуба. По его хитрой задумке, чтобы этот киножурнал прошёл в кинотеатрах до фильмов, ему нужен был приличный человек в кадре. А я тогда работал на стройке и был абсолютно образцовым человеком. Впервые моя физиономия засветилась на большом киноэкране благодаря Лёше Балабанову. Я это запомнил на всю жизнь и очень благодарен ему. Я не задавал себе лично вопрос, нужна или не нужна эта доска. Но я могу сказать, что мы открыли доску Ильи Кормильцева на Куйбышева, и каждый раз, когда я там проезжаю, я всё время поворачиваю голову и смотрю на эту доску. И мне становится хорошо. Когда я здесь буду проезжать мимо этой школы, также буду вспоминать Алексея.
З.Ы.
Я очень люблю фильмы в т.н. Balabanov-style. Вон какие то фанаты даже подражание запилили) Вообще, едешь по любому маленькому городу - и словно в мире Алексея Балабанова - облезлые дома, мрачные люди на улицах, часть явно под градусом, а часть закупается в киоске. Это я к тому, что его часто обвиняли в том, что он все показывает очень депрессивно. Да нет там депрессии. Как есть, так и показывает. Я вон когда 2 дня пожил в населенном пункте Шаля - офигел. Можно снимать фильмы Балабанова, а можно - репортажи ТАУ. А лучше - и то и то.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов