Как стало известно Znak.com, помимо изъятой литературы, в разработку правоохранителей попал и один из имамов. В самой Верхней Пышме с ним связывают засилье выходцев из Центральной Азии, уже ставшее причиной социальных брожений в «столице УГМК». Не исключено, что если дело все-таки появится, то вопросы появятся и к главе холдинга Андрею Козицыну.
Медная мечеть имени имама Исмаила Аль-Бухари в Верхней Пышме, построенная в 2002 году на средства УГМК, считается одной из самых крупных в регионе. И по своим размерам, и по количеству прихожан. Она входит в число учреждений Духовного управления мусульман России и до сих пор считалась обителью традиционного ислама.
Все изменилось 10 февраля этого года, когда в здание мечети вошли с обыском сотрудники УФСБ по Свердловской области. «Изъято более 250 печатных изданий. Литература из Египта изготовлена в типографии, подконтрольной международной террористической организации «Братья мусульмане» (запрещена в России).
На данный момент проводится лингвистическая экспертиза на предмет наличия экстремистских высказываний в текстах. По ее итогам будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти, либо вражды»)", — сообщили Znak.com в пресс-службе УФСБ по Свердловской области.
Обыски в мечети проводились практически сразу после задержания в Екатеринбурге участников другой запрещенной в России террористической организации — «Исламское государство». Семь человек под руководством выходца из Турции, напомним, подозреваются в подготовке серии терактов на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Как выяснили оперативники, до своего ареста они посещали именно Медную мечеть в Верхней Пышме.
В беседе с корреспондентом Znak.com многие местные жители обращали внимание на то, что Медную мечеть в последнее время оккупировали выходцы из центрально-азиатского региона — уроженцы Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии (а костяк нейтрализованной группы как раз состоял из ошских узбеков республики Кыргызстан). Здесь же в последнее время замечены прихожане мечети «Рахмат», работавшей на проспекте Космонавтов и выселенной из помещений в начале 2015 года по настоянию силовиков.
Жители Верхней Пышмы рассказывают, что местные татары и башкиры в Медную мечеть ходить почти перестали. По словам местных жителей, заправляет в мечети человек по имени Шейх, предположительно уроженец Таджикистана. Он работал на стройке, потом устроился в мечеть охранником, а теперь вроде бы считается имамом.
«На самом деле, когда мечеть только начинала строиться, действительно рассчитывали, что основные ее посетители будут из числа местного населения», — говорит пресс-секретарь администрации Верхней Пышмы Елена Снедкова. Из 70-тысячного населения Верхней Пышмы около 14% — это татары и башкиры, исповедующие ислам. Впрочем, Снедкова тут же добавляет: «С другой стороны, то, что сейчас туда ходят выходцы из других стран, — это администрация не регулирует. Любая церковь у нас отделена от государства. Сортировать их не вправе даже служители самой мечети». Официальных обращений от жителей Верхней Пышмы по этому поводу также не поступало, поэтому поводов реагировать у чиновников нет.
«Если дойдет до уголовного дела, то вопросы появятся и к [гендиректору УГМК Андрею] Козицыну. Его люди, в конце концов, должны контролировать, на что идут их пожертвования верующим», — сообщил осведомленный сотрудник правоохранительных органов.
В официальных комментариях представители УГМК не склонны драматизировать ситуацию. «Та литература, которая изъята в большом количестве, в списке запрещенной не находится. К нам никаких претензий со стороны правоохранительных органов не было, — сообщил начальник управления УГМК по связям с общественностью Виктор Белимов. — Да, мы посмотрели заявления, которые сделал имам в прессе, пока мы не видим нарушений. Что касается правоохранительных органов, то они имеют право задавать свои вопросы».
Также Белимов подчеркнул: «Мы поддерживаем и православные храмы, в них может зайти кто угодно, то же самое касается и мечетей. Нет разделения [на жителей Верхней Пышмы и приезжих], и нет у нас такой задачи. Мы даже сформулировать ее не можем — отсекать по каким принципам и кого?». Отвечать на вопрос, что будет, если уголовное дело по мотивам обысков в Медной мечети все-таки заведут, он не стал.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов