СМИ: Кремль переключил повестку в головах и теликах россиян
Федеральные СМИ изменили «картину мира». Чтобы убедиться, что нам не показалось, «URA.Ru» попросило «Медиалогию» проанализировать «федералку».
Слом произошел после выступления Владимира Путина, посвященного сирийскому конфликту (разрешение на спецоперацию в Сирии Владимир Путин получил у Совета Федерации 30 сентября). Риторика Путина сводилась к тому, что цивилизованному миру угрожает «Исламское государство», поэтому все должны объединиться и бороться с ним, а не друг с другом.
С этого момента начинает разыгрываться новая идеологическая карта, при которой Россия выходит из гордой изоляции, а значит, пока отпадает необходимость в обосновании враждебности Западного мира.
В качестве иллюстрации к смене информационных трендов в российских СМИ остановимся на кратком обзоре итоговых ТВ-программ в минувшую субботу.
Итак, НТВ, «Центральное телевидение» с Вадимом Такменевым. Заглавная тема — вербовка в ИГ российских жителей, потом война в Сирии, дальше — предстоящие выборы на Украине (в пренебрежительном контексте). Большой кусок программы занимает подборка про «золотых» наследников, которые возмутительно нарушают все социальные нормы и репортаж про бал дебютанток — наследниц российской элиты. То есть дается такой тематический блок, который предполагает эксплуатацию чувств социальной несправедливости у аудитории.
«Вести недели» на телеканале «Россия 1» с Сергеем Брилевым были посвящены Валдайскому форуму. Ведущий делает акцент на том, что про Украину западные коллеги спрашивают все меньше. Патетика ведущего сводится к тому, что Европа и Россия снова наконец говорят, и им есть о чем говорить, вопреки козням США. В этом же ключе преподносилось возобновление российского-германского форума «Петербургский диалог»: «Здравомыслие со стороны Европы возобладало», — делает вывод ведущий.
Программа «Время» на «Первом канале» началась с «красногорского стрелка», потом пошел сюжет об уничтожении боевика, завербованного ИГ в Дагестане, телефонный разговор Лаврова и Керри по ситуации в Сирии и дальше — репортаж из самой Сирии на 10 минут.
В разговорах с сотрудниками ряда федеральных СМИ корреспонденту «URA.Ru» действительно подтвердили, что на планерках сейчас обсуждается «свежий темник актуальных трендов».
Помимо войны в Сирии, это вербовка в ИГ российских граждан, антикоррупционная кампания в структурах региональной власти, отслеживание скандальной жизни детей российских чиновников и бизнесменов, проблемы гуманизма в российской миграционной политике.
Политолог Павел Салин связывает это с тем, что интенсивность конфликта на Украине очевидно снизилась и российские власти пытаются идти на примирение в данном вопросе.
Он же объясняет, что российские власти на этом этапе вообще решили «прикрутить фителек» в плане агрессивной риторики в адрес западных ценностей:
«Вспомним разговор Владимира Путина с Элтоном Джоном: в какой-то момент власти поняли, что подобная пропаганда внутри страны вредит их имиджу на Западе. Потому что Запад не очень разбирается и не понимает, что эта пропаганда является своеобразным постмодернизмом. Ведь российские власти в действительности не гомофобы, не антиевропейцы. Как минимум значительное количество российских чиновников и бизнесменов имеют собственность в Европе. Кроме того, сейчас очевидны наши попытки примириться с Западом и хотя бы наладить с ними диалог по сирийскому вопросу, поэтому предыдущая риторика, видимо, была сочтена неактуальной».
По словам эксперта, во властных структурах появилось понимание того, что пора переходить на другие темы.
Заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин отмечает, что федеральные СМИ очень быстро считывают новые сигналы и приоритеты российской политики.
«Сейчас мы видим, что Сирия перекрывает всю недавнюю актуальную повестку и вытесняет даже Украину. Это показатель того, над чем работает власть.
Картина дня реформируется под новые геополитические интересы: создается ощущение, что на Украине идут процессы перемирия, с Европой наметились точки сближения в борьбе с ИГ", — объясняет социолог.
Но, по его словам, снижение в СМИ доли пропаганды, касающейся Украины и гомосексуалистов, вовсе не означает, что российская аудитория немедленно начнет пересматривать свои взгляды в отношении сексуальных меньшинств или украинской власти.
«В сознании людей десятилетиями живут те концепты, которые властью внедрялись через СМИ. Переубедить их в обратном потом будет практически невозможно», — резюмирует Гражданкин.