Как уже писал NDNews.ru, 31 августа Дмитрий Ливанов пообещал школьникам ввести обязательный второй иностранный язык. «Хочу обратить внимание, что с 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы. Мы, правда, дали переходный период школам с учетом того, что к этому не все пока готовы», — отметил чиновник. Заявление, сделанное накануне Дня знаний, удивило и родителей, и самих учителей. Хотя должно было быть плановым. Дело в том, что изучение второго иностранного языка в качестве обязательного предмета для учеников пятых классов вводится согласно ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования) — новые стандарты разрабатываются уже несколько лет. Информация о внедрении ФГОС опубликована на сайте министерства. Помимо этого, учебные планы в школах составляются в конце текущего учебного года, до ухода на каникулы школы заказывают литературу. Не говоря уже о том, что и педагога необходимо трудоустроить заранее. Однако в регионах страны заявление Ливанова восприняли как новость — учителя и чиновники говорят, что никто никаких новых планов им не «спускал».
В последнюю неделю августа корреспондент NDNews.ru интересовался в минобразовании Свердловской области о появлении новых предметов — там такой информации не было. Не в курсе, судя по всему, оказалась и начальник Управления образования Екатеринбурга Евгения Умникова — на соответствующий вопрос корреспондента она ничего не ответила. Очевидно, что с этого учебного года обязательный второй иностранный массово в школах вводить не будут. Однако есть риск, что и в последующие годы этого не произойдет.
«Это нереально. Мы не готовы ни в этом году, ни в следующем, скорее всего, не будем. У нас нехватка кадров и на один-то иностранный. У нас есть учитель биологии. Она закончила школу в Екатеринбурге с английским уклоном, вышла замуж и переехала к нам и уже 20 лет учит английскому. Или я. Я учитель русского языка. В 84 году закончила пединститут. У меня написано: „филологический факультет“. А иностранные языки — они же тоже филология, да? Потому у нас все филологи, у кого по языку выше тройки, — идут учить иностранному. Хотя последние годы и тройка не мешает. У нас 14 школ. В двух мы еле-еле закрыли нехватку — ведь если нет учителей, мы не можем открывать школу. Еще в двух у нас очень старенькие учителя, они на пенсии, и каждый год мы их уговариваем поработать еще. Еще школа, где работает мальчик, только выпустился из колледжа. Он довольно слабый мальчик, не может найти контакт ни с детьми, ни с учителями. А мы его держим», — рассказала начальник управления образования Шалинского городского округа Надежда Хорохова. Из 14 школ в округе французский преподают только в двух, немецкого чуть больше — но надо понимать, что это вообще все учителя на территории округа. То есть школы находятся в разных селах.
Чуть лучше ситуация обстоит в селах Камышловского городского округа — здесь хотя бы преподаванием иностранного языка занимаются те, кто получил образование именно по этому профилю. «У нас же сельская территория, с кадрами не очень. Учитель иностранного языка есть в каждой школе, но заполучить второго выйдет далеко не везде. Если будут кадры — мы сможем, конечно. Мы уже озадачились подбором педагогов. К следующему году не успеем, конечно. Но вроде можно вводить до 2020 — тогда успеем», — рассказала начальник управления образования Камышловского городского округа Наталья Павлюченко. Она добавила, что у них есть своеобразный бонус по сравнению с другими сельскими территориями — в Камышлове находится педагогический колледж, а значит, завлечь на работу свежевыпущенных учителей проще.
Вместе с тем, проблема нехватки учителей в Свердловской области наблюдается не только в сельской местности. Третий по численности жителей город в регионе — Каменск-Уральский — также не может позволить себе нововведение Ливанова. «У нас сегодня в школах элементарно не хватает учителей английского языка. К сожалению, в свое время мы потеряли большой пласт педагогов, которые вели немецкий, французский языки, потому что, когда появился обязательный предмет — иностранный язык, почему-то был выбран только английский. По факту, факультативно в Каменске-Уральском дети могут изучать другие иностранные языки, но на платной основе. Конечно, есть объективные факторы нехватки учителей. В школах работают педагоги разного возраста: молодые уходят в декрет, пожилые уходят на пенсию. И некая „дырочка“ образуется ежегодно то в одной, то в другой предметной области. Сейчас в Каменске у меня выставлено несколько вакансий, которые прикрыты работающими педагогами, но я вижу, что тенденция к увеличению дефицита учителей есть», — поделилась начальник управления образования города Ирина Малашенко.
Кстати, по ее мнению, заявление министра — не более чем пожелание, так как не было никаких распоряжений от региональных ведомственных министерств об обязательном введении второго иностранного языка. Прежде чем вводить в программу новый предмет, нужна тщательная подготовка — разработка плана, анализ кадрового потенциала. До сих пор неясно — речь идет о втором европейском языке или азиатском?
Кстати, проблемы с введением нового урока могут возникнуть даже в екатеринбургских школах. На пресс-конференции, посвященной началу нового учебного года, Евгения Умникова отметила, что острого дефицита кадров нет, но несколько вакансий все-таки открыто — это либо школы Академического, либо учителя в начальные классы. Однако и учителя иностранных языков городу нужны, такие вакансии есть на городских порталах по поиску работы. В том числе — вакансии учителей «по совмещению».
Стоит добавить, что некоторым специалистам идея Ливанова все-таки пришлась по душе. Правда, с оговорками. «Сама идея о введении второго иностранного языка в школах хорошая, и я ее поддерживаю. Но с ее реализацией могут быть проблемы. В Краснотурьинске сейчас преподаются два языка — английский и немецкий. Но чтобы добавить в учебный план обязательный второй иностранный язык, нам нужны специалисты. На пополнение кадрового состава точно понадобится два или три года. Сейчас есть нехватка учителей, особенно по английскому языку и математике, но ее нельзя назвать острой», — рассказала и.о. начальника управления образования Краснотурьинска Елена Шрайнер.
Китайский
Между прочим, прекрасное предложение.
мой ребёнок вообще японский учить желает.
да я сам бы поизучал, хоть и не ребенок. Самоучитель дома лежит, на 10 странице уже пару месяцев
Цитата malu:
мой ребёнок вообще японский учить желает.
да я сам бы поизучал, хоть и не ребенок. Самоучитель дома лежит, на 10 странице уже пару месяцев
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов