Свердловские автошколы уходят «в тень», без лицензий набирая учеников
В Свердловской области пожинают плоды масштабной реформы российских автошкол. Нововведения должны были ликвидировать «серые» фирмы, повысить качество обучения и сделать дороги более безопасными. Но вышло все наоборот. Цены повысились, количество учебных комбинатов сократилось, другие ушли в тень и теперь занимаются мошенничеством.
Сокращение количества автошкол
Как передает корреспондент «Нового Региона», вступившие в силу в августе 2014 года новые стандарты обучения вынудили автошколы проходить лицензирование в ГИБДД, доказывая соответствие своей материально-технической базы учебным программам. Среди выдвигаемых требований — определенное количество транспорта, специализированный автодром и так далее. Только после получения от инспекторов документа — заключения учебным комбинатам дается разрешение осуществлять свою дальнейшую деятельность.
Эксперты с самого начала заявляли, что новые правила обучения водителей убьют большую часть автошкол, при этом качество преподавания не улучшится. Этот тезис начал подтверждаться уже через месяц после нововведений — в отдельных городах Урала школы погрязли в долгах и начали распродавать имущество. В новых условиях продолжать полноценную работу организации не видели смысла.
Из 324 существовавших до последнего времени на Среднем Урале автошкол к настоящему моменту прошли лицензирование около 250 учебных комбинатов и их филиалов. Такие данные приводятся на сайте регионального управления ГИБДД. Остальным было отказано в наборе новых групп. Добросовестные предприниматели ушли с рынка, однако увеличилось число «серых» школ, которые идут на различные уловки, чтобы обойти закон.
Уловки при лицензировании
По рассказам горожан, близких к ситуации, некоторые школы региона сейчас заключают договоры с аккредитованной площадкой (о чем сообщают гаишникам), но в действительности проводят занятия на другом полигоне, который не соответствует требованиям, зато его дешевле арендовать. Или демонстрируют при лицензировании «свою» материально-техническую базу, а после проверки отдают ее другому учебному комбинату, куда стенды, машины, манекены и прочее просто перевозят.
Сложившуюся тенденцию с потемкинскими площадками и другими ухищрениями частично подтверждает председатель ассоциации автошкол Свердловской области Евгений Фомичев. «Уже есть случаи, когда школе только-только выдали лицензию, а через несколько дней уже отбирают. Причина — несоответствие выдвигаемым требованиям. По автодрому и материально-технической базе», — говорит собеседник агентства.
Рост стоимости обучения
Согласно данным Фомичева, в последнее время средняя стоимость обучения в автошколах Екатеринбурга подскочила до 25-30 тысяч рублей по сравнению с показателями лета 2014-го. Тогда автокурсы стоили около 15-20 тысяч рублей.
«Делать стоимость выше нецелесообразно, поскольку никто не пойдет учиться, — отмечает специалист. — С другой стороны, качество обучения никак не повысилось, и это самая большая проблема. Все методики приема экзаменов ориентированы не на то, чтобы научить человека хорошо водить автомобиль, а для того, чтобы он сдал государственный экзамен. И никому нет дела до того, что получившему права гражданину не хватает навыков вождения. В результате в нашей стране еженедельно гибнет около 600 человек — это, по сути, два больших самолета типа Airbus. Если бы на самом деле самолеты так падали, в России начали бы серьезно разбираться в причинах. А в ситуации с аварийностью — нет. Все средства идут на какую-то пропаганду безопасного движения, только безопаснее не становится».
Теневой рынок автошкол, набирающих учеников
Понятно, что некоторым автошколам не под силу арендовать автодромы, покупать прицепы (это еще одно новое требование), манекены для уроков по оказанию первой медпомощи и так далее. Поэтому они уходят в тень и работают без лицензий, продолжая набирать группы. При этом курсанты не знают, что впоследствии они не будут допущены к экзаменам в ГИБДД.
Армии обманутых клиентов автошкол еще нет, но ситуация тревожная, констатирует господин Фомичев. По его словам, в подобных ситуациях пока обходятся «малой кровью» — автошколы попросту объединяются, начинают работать под одной вывеской, или как-то договариваются друг с другом, передавая своих учеников тому, у кого с лицензией все в порядке. «Поэтому всем и советуют при выборе автошколы сначала зайти на сайт ГИБДД и посмотреть — присутствует ли в списке получивших лицензию учреждение, которое выбрал гражданин», — добавляет собеседник «Нового Региона».
Неразбериха со сдачей экзаменов в ГИБДД
Среди основных выводов состоявшейся реформы, говорит Фомичев, — ГИБДД получила широкие права контроля и повышения требований к автошколам. Инспекторы могут применять любые санкции к учебным комбинатам. С другой стороны, гаишники в скором времени будут оказывать госуслугу не автошколам, а физическим лицам, доводя ситуацию при сдаче государственных экзаменов до абсурда.
«Раньше автошколы брали на себя функцию доведения до логического конца процесс обучения учеников, чтобы они получили водительское удостоверение. Учебные комбинаты организовывали людей в группы, предоставляли для сдачи экзаменов в ГИБДД автомобили. Но согласно новому регламенту, скоро вступающего в силу, больше такого быть не должно, — рассказывает Фомичев. — Будет, видимо, так — школа выдала документы клиенту об окончании курсов и должна сказать — иди, сдавай сам по себе. Но ГИБДД не выдает автомобили для сдачи экзаменов — таких у ведомства просто нет. Значит, гаишники будут говорить экзаменующимся — договаривайтесь с автошколами. Но у школ нет программ по сдаче экзаменов в ГИБДД. И все, круг замкнулся».
Стоит добавить, что в соответствии с новым регламентом в скором времени ужесточатся и сами экзамены в ГИБДД. В частности, увеличится количество билетов по теории ПДД, станет больше элементов, которые придется сдавать на автодроме. Кроме того, изменится методика приема экзамена по вождению автомобиля в городе — здесь жестче будут начисляться штрафные баллы.
«Однако на безопасность дорожного движения это никак не повлияет. России просто нужны новые методы обучения. А так, вся эта реформа больше похожа на бурю в стакане», — заключил собеседник агентства.