Новые правила обучения водителей парализовали екатеринбургские автошколы
Обновления программ профобучения водителей парализовали работу автошкол в Екатеринбурге. Новую лицензию они смогут получить не раньше октября. Полтора месяца простоя участники рынка могут не пережить.
С 11 августа в России вступили в силу программы профессионального обучения водителей транспортных средств, которые предусматривают новые требования к работе автошкол. Как следует из разъяснений министерства образования и науки РФ, значительно ужесточились требования к материально-технической базе: к учебным автомобилям, классам и особенно к автодрому. Он должен быть площадью не менее 0,24 га, обязательно заасфальтирован, оборудован светофорами, дорожной разметкой, перекрестками, «горкой», железнодорожным переездом. Также, согласно правилам лицензирования, каждая автошкола должна получить заключение Госавтоинспекции на соответствие своей базы учебным программам. Изменения готовили семь министерств и ведомств, среди которых кроме Минобрнауки — Минтранс, Росавтодор, ДОСААФ и др.
Нововведения стали неприятным сюрпризом для екатеринбургских участников рынка: новую лицензию они получат не раньше середины октября. Во многих автошколах 1,5 месяца простоя могут привести к банкротству, рассказал DK.RU на условиях анонимности директор одного из учебных заведений.
«Сейчас мы выпускаем курсантов, обучавшихся летом, а новых набрать не можем, пока не пройдем лицензирование. Условия и сроки пока неизвестны. По предварительной информации, лицензирование начнется не раньше октября. Это значит, что новые группы мы сможем набрать не раньше середины месяца. При условии, конечно, что получим лицензию. Точно такая же ситуация во всех автошколах города. Все находятся в подвешенном состоянии», — отметил он.
В то же время рынок автошкол в Екатеринбурге переживает не лучшие времена, продолжает собеседник. Конкуренция перешла в ценовую плоскость, а демпинг, на который были вынуждены пойти игроки в борьбе за клиентов, опустил цены:
«Сейчас в среднем стоимость обучения составляет 15-20 тыс. руб., тогда как в начале 2010-х гг. ценник начинался с 20 тыс. руб. Демпинг загнал автошколы в долги. Многие задерживают зарплаты сотрудникам с начала лета. Тем, кто в кредите, тоже не легче. Как жить эти 1,5 месяца? Видимо, в министерствах никого не волнует, что компании могут обанкротиться, а люди — остаться без работы».
Проблемы автошкол мог бы решить приток желающих получить водительское удостоверение до начала 2015 г. (с нового года вступают в силу поправки в Налоговый кодекс, согласно которым пошлина на получение прав подорожает с 800 руб. до 6,5 тыс. руб., теоретический этап экзамена будет стоить будущему водителю 1 тыс. руб., практическая часть — 3,5 тыс. руб.). Количество обращения с начала сентября — выше среднесезонного показателя, отмечает собеседник. Впрочем, по старым программам их обучать уже нельзя, а по новым — курс обучения в автошколах будет составлять уже не 2-2,5 месяца, а 3-3,5 месяца.
«Из-за продления сроков обучения плата ожидаемо вырастет, на 10-15%, плюс удорожание пошлин. Прибавьте к этому общее ухудшение благосостояния населения: автомобили станут доступны меньшему числу людей, упадет спрос и на услуги автошкол. Думаю, рынок укрупнится, с него уйдут небольшие компании», — заключил он.