«Просим автомобилистов учитывать погодные условия, состояние проезжей части и видимость. Выбирайте соответствующую погоде манеру вождения. В частности, при движении по проезжей части стоит сократить количество перестроений, — говорится в сообщении дорожной службы. — Пешеходов также просим увеличить бдительность. Помнить, что шарфы, капюшоны и воротники закрывают боковой обзор».
Согласно совместному исследованию ВЦИОМ и экспертного центра «Движения без опасности», до 70% водителей знают о том, что погодные условия, согласно ПДД, накладывают ограничения на скорость движения автомобилей. Однако соблюдать скоростной режим большинство водителей будет только при очень плохой погоде, а такие меры, как использование противотуманных фар или сокращение количества перестроений водители используют крайне редко.
Безопасность пешеходов также во многом зависит от видимости на дороге, но большинство не придают этому значения. Около 80% пешеходов в условиях тумана ведут себя, как при ясной погоде. Повышенную внимательность и осторожность проявляет только 9% опрошенных, а к использованию световозвращающих элементов прибегают менее 5%.
В связи с этим Госавтоинспекция МВД России и Российский союз автостраховщиков (РСА) при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности» проводят широкомасштабную социальную кампанию «Прогноз безопасности».
Задача проекта — объяснить водителям важность выбора правильной и безопасной модели поведения на дороге, повысить бдительность пешеходов при неблагоприятных погодных условиях, а в целом — сократить число аварий, произошедших из-за ненастной погоды.
Для Среднего Урала мероприятие имеет большое значение, поскольку здесь нередки перепады температуры, резкий рост влажности воздуха и выпадение большого количества осадков, что требует от участников движения регулярной смены поведения на дороге, пишет серовское издание «Глобус».
Так, в 2014 году на территории Свердловской области в пасмурную погоду произошло 1 000 ДТП, в снегопад — 386, в дождливую погоду — 233, в условиях тумана — 20, в метель — 11, при температуре ниже 30С — семь ДТП, в условиях ураганного ветра — одно.
При движении в дождливую погоду водитель должен изначально выбрать скоростной режим, который позволит остановиться при первых признаках опасности. Резкие разгоны и торможения противопоказаны, поскольку сцепление шин с поверхностью дороги намного хуже, и автомобиль может пойти юзом. Надеяться на всевозможные системы стабилизации и противодействия блокировке тормозов не стоит, поскольку они, во-первых, служат лишь вспомогательным элементом безопасности автомобиля, а во-вторых, рассчитаны на ситуации полного контроля со стороны водителя.
Не стоит забывать и о том, что шины способны впитывать довольно большое количество воды, и, при движении, образовывать водяной клин в пятне контакта. Следовательно, после пересечения лужи и выхода на сухой асфальт, управляемость не становится такой, как была ранее — для того, чтобы полностью «выдавить» воду, необходимо проехать несколько сот метров. Да и заезжая в лужу на большой скорости лучше не применять экстренное торможение, а, напротив, нажать педаль акселератора, чтобы выдавить воду из-под колес. После выезда из лужи необходимо несколько раз притормозить, чтобы высушить тормозные элементы.
Если поездка выпала в холодную или снежную погоду, необходимо всегда быть готовым к возможной поломке и приготовить вещи, которые могут помочь в условиях низких температур. Это могут быть теплая одежда и обувь, плед, термос с горячим чаем или кофе, при необходимости — расходные материалы для автомобиля и запас топлива. При езде в холодную погоду предпочтительно не останавливаться на ночлег вне населенных пунктов или мест организованного отдыха граждан, минимизировать свое присутствие на открытом пространстве, всегда иметь заряженный мобильный телефон для вызова помощи.
В случае, когда поездку нельзя отложить, а по маршруту следования идет снег, необходимо (как и в ситуации с дождем), быть готовым к тому, что сцепление колес с дорогой будет намного хуже, обзорность — ниже, а случаи выхода автомобиля из-под контроля — нередки. В числе рекомендаций значатся выбор скорости, которая, действительно, позволит контролировать автомобиль, обязательное использование световых проборов в соответствии с ПДД (включая противотуманные фары и фонари), выбор траектории с наименьшим количеством снега на асфальте и снижение количества обгонов.
Дело в том, что между следами колес нередко образуется снежный бугор, который намного более скользок, нежели асфальт. При обгоне попутного транспортного средства через снежный накат сначала переходит одно из ведущих колес, затем другое — создается ситуация, когда одно из них проскальзывает что, на скорости в 80-90 км/ч, влечет за собой занос. Нередко — на встречную полосу.
Одно из самых опасных погодных явлений это туман. Во-первых, он значительно ухудшает видимость попутных и встречных автомобилей, пешеходов, элементы улично-дорожной сети и сигналы светофора. Во-вторых, туман, оседая на проезжей части, создает тончайшую пленку воды, которая, как и в случае с дождем, значительно ухудшает управляемость транспортных средств. Наконец, туман, будучи тяжелее воздуха, имеет обыкновение скапливаться в низинах или в местах повышенной влажности. Неслучайно поэтому водители, попавшие в сложные условия, говорят: на гору заезжал — все было видно, спустился — через несколько метров как молоко! — На столь резкое изменение видимости и приходится большая часть ДТП, когда автовладелец попросту не сумел снизить скорость и допустил столкновение с невидимым препятствием.
Пешеходы должны учитывать как свои возможности по обеспечению безопасности на дороге, так и манеру вождения водителей в сложных погодных условиях. Каждому из них важно понимать: если при столкновении автомобилей металл примет на себя наибольшую энергию удара, то при наезде на пешехода максимальные травмы получит именно он. Неслучайно поэтому первой задачей пешехода является неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения, а второй — обеспечение собственной видимости в сложных погодных условиях. Здесь наилучшим выходом могут стать световозвращательные элементы на одежде: благодаря особой структуре ткани они способны отразить свет на расстоянии в несколько сот метров, делая пешехода очень заметным.
Текст: Ольга Маслова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов