Эксперты реконструировали путь внуковского снегоуборщика перед катастрофой
Эксперты восстановили хронологию событий, предшествовавших крушению в аэропорту Внуково самолета Falcon с президентом французской нефтяной компании Total Кристофом де Маржери на борту. В частности, выяснилось, что водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, с которой бизнес-джет столкнулся при взлете, фактически заблудился на летном поле. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в авиационных кругах.
Вечером 20 октября 2014 года на летном поле работала группа из трех снегоуборщиков и пикапа Ford, где находился начальник смены Владимир Леденев. Одна из машин вышла из строя и отправилась на ремонт в сопровождении начальника. Таким образом, в нарушение правил два других спецавтомобиля, одним из которых управлял Мартыненко, остались без присмотра руководства.
Через несколько минут машина с Леденевым вернулась к оставшимся снегоуборщикам. Три машины без согласования с диспетчерами выехали в торцевую часть взлетно-посадочной полосы номер 2 (ВПП-2). Там один из водителей увидел сломанный сигнальный фонарь полосы. Прибывшие на место мастера забрали его и установили, что остальные фонари горят и поломка не влияет на безопасность полетов.
Спецтехника продолжила движение, однако Мартыненко во время разворота колонны повернул не в ту сторону, отстал от второго спецавтомобиля и пикапа начальника, после чего остановил машину, а затем продолжил движение, однако в другом направлении. Он в нарушение инструкций доехал до ВПП-1, пересек ее без запроса у диспетчера и поехал дальше.
Тем временем Мартыненко понял, что едет не туда, остановился, постоял почти две минуты, развернулся и поехал обратно к ВПП-1. Выехав на нее, он встал прямо на пути начавшего разбег Falcon. Французские пилоты заметили спецмашину за несколько секунд до столкновения и уже ничего не могли сделать. Самолет, начав отрываться от полосы, врезался в снегоуборщик правой стойкой и правым крылом, перевернулся и упал.
По мнению специалистов, Мартыненко фактически заблудился на летном поле во время разворота колонны. Он попытался самостоятельно догнать ее, однако поехал не за ней, а за машиной электриков, приехавших осматривать поврежденный фонарь. Когда водитель понял ошибку, он развернулся и двинулся назад, где и выехал наперерез самолету.
Леденев в течение трех минут не замечал отсутствия заблудившегося подчиненного, а до этого на протяжении часа не связывался с диспетчерами, хотя обязан был делать это каждые 15 минут. Как полагают эксперты, он мог потерять бдительность из-за алкогольного опьянения — в его крови было обнаружено 0,19 мг/л алкоголя. Кроме того, алкоголь был обнаружен и в крови Мартыненко — спустя два часа анализ показал концентрацию 0,62 мг/л.
Выяснилось также, что водители спецмашин в аэропорту проходили обязательный медосмотр только перед началом работы. По ее окончании проверка проводилась «по необходимости», распоряжением главврача. В тот вечер, как пишет «Коммерсантъ», медицинская проверка перед сменой была произведена менее тщательно в связи с тем, что она занимала много времени и могла привести к задержкам вылетов. Врач не стала проверять у водителей частоту пульса и артериальное давление и ограничилась визуальным осмотром.
Разрешение на взлет Falcon дала 24-летняя диспетчер-стажер Светлана Кривсун. По ее словам, это было сделано только после того, как она осмотрела ВПП с вышки и проверила ее по индикатору обзора летного поля. Препятствие в виде снегоуборщика появилось внезапно, а видеть маневры машины стажер не могла, так как они происходили в слепой для нее зоне.
Тем не менее, Кривсун, помимо Мартыненко и Леденева, оказалась в числе обвиняемых по уголовному делу. Кроме того, обвинения предъявлены ее наставнику Александру Круглову и руководителю полетов Роману Дунаеву. Следствие установило, что диспетчеры нарушили различные должностные инструкции и не проконтролировали действия оказавшейся в сложной ситуации практикантки, а также неудовлетворительно подготовили новую сотрудницу.
Жертвами произошедшей в ночь на 21 октября 2014 года катастрофы стали четыре человека — три члена экипажа частного самолета Falcon 50 и глава Total Кристоф де Маржери.