Пилоты Falcon видели снегоуборщик на ВПП: расшифровка самописцев
Пилоты самолета Falcon-50, разбившегося в ночь на 21 октября 2014 года в московском аэропорту Внуково, примерно за десять секунд до трагедии успели заметить выехавший на взлетно-посадочную полосу автомобиль-снегоуборщик, но не отреагировали на него. Об этом свидетельствует расшифровка бортовых самописцев, оказавшаяся в распоряжении LifeNews.
19:38:30,0 (время по Гринвичу): Диспетчер (Д): …, вы полностью готовы, двери самолета закрыты?
19:38:32,6: Второй пилот (2П): Нет, ждем пассажиров.
19:39:14,4: 2П: У них есть наш флайт-план, и вот, но нужно, чтобы снова вызывали, (двери закрыты), пассажир на борту.
19:39:58,4: Командир воздушного судна (КВС): Что происходит?
19:40:09,1: КВС: (Сколько) времени…
19:40:34,6: 2П: Б***ь, да когда мы уже отсюда выберемся?
19:43:21,5: Шум от запуска двигателя.
19:49:47,0: Д: …Внуково-Руление, здравствуйте, слушаю.
19:49:51,8: 2П: Здравствуйте, Руление… «Фалькон пять-ноль», стоянка три Браво, прошу запуск.
19:49:57,8: Д: …запуск разрешаю.
19:49:59,4: 2П: Запуск разрешен…
19:53:36,3: 2П: Руление, здравствуйте опять… Разрешите руление.
19:54:08,1: КВС: Все равно есть машина сопровождения.
19:54:25,8: 2П: Я не знаю, куда он нас ведет, но, эээ…
19:54:27,5: КВС: Да я про это вообще не знаю, я следую за машиной сопровождения.
19:54:48,8: КВС: Я про то, что сейчас я следую за машиной сопровождения, но ты знаешь, где мы?
19:57:05,8: Д: …взлет разрешаю, ВПП ноль-шесть, видимость на ВПП одна тысяча метров, вертикальная видимость семь-ноль метров, туман.
19:57:08,1: КВС: Взлет разрешили, ВПП ноль-шесть…
19:57:13,4: КВС: Эээ (неразборчиво), включен.
19:57:44,1 Изменение режима работы двигателя.
19:57:46,6 2П: Режим установлен.
19,57:51,0 2П: Скорость растет.
19:57:57,5 КВС: Что за машина, которая пересекает дорогу, а?
19:58:00,2 2П: (неразборчиво) Я управляю.
19:58:05,9 КВС: Подъем.
19:58:08,1: КВС: Эй, там, там грузовик, там!
19:58:08,7: Бортпроводница (Б/П): Крик.
19:58:11,9: 2П: Б***ь.
19:58:12,7: Б/П: Крик.
19:58:12,9: Э: Крик.
19:58:14,3: Окончание записи
Командиром разбившегося самолета Falcon-50, выполнявшего рейс по маршруту Москва — Париж, был 45-летний Пикан Янн Жак Жозеф. К моменту крушения он успел налетать около 6,5 тысячи часов, большая часть из которых приходится на время его семилетней службы в рядах Вооруженных сил Франции. Вторым пилотом судна был 28-летний Рассья Максим Жан-Мари. За штурвалом он успел провести около полутора тысяч часов.
Кроме того, на борту самолета находились уроженка Тернополя, бортпроводница Руслана Салук и пассажир — президент французского нефтегазового концерта Total Кристоф де Маржери.
Напомним, в ночь на 21 октября во время разгона самолет Falcon-50 задел выехавший на взлетную полосу снегоуборочный автомобиль. Воздушное судно опрокинулось и взорвалось, а все четыре находившихся в нем человека погибли.
Позднее по делу о крушении Falcon-50 были арестованы пять человек. В их числе оказались водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко, а также руководитель полетов Александр Круглов и диспетчер-стажер аэропорта Внуково Светлана Кривсун.
Кроме того, как удалось выяснить LifeNews, время вылета самолета несколько раз переносилось — вместо запланированного на восемь вечера взлета самолет вылетел только в 23:57.
Между тем ранее коллектив Внуково уже обращался в Следственный комитет с просьбой освободить коллег, которые, по мнению диспетчеров аэропорта, не виновны в трагедии. Специалисты Внуково неоднократно заявляли о сбоях в работе радиолокационного оборудования. Диспетчер аэропорта даже показал LifeNews, как на мониторе радара появляются «летучие голландцы», которые неминуемо приводят к аварийным ситуациям.
Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора — заслуженный пилот СССР Олег Смирнов считает, что экипаж самолета Falcon не имел шансов избежать столкновения со снегоуборщиком. Комментируя данные бортовых самописцев, оказавшиеся в распоряжении LifeNews, он отметил, что командир судна сперва получил разрешения на взлет и лишь затем заметил препятствие на ВПП.
— Между тем моментом, когда командир начал разгон, и тем, когда он доложил диспетчеру о препятствии, прошло уже несколько секунд, а значит, переднее колесо самолета уже было поднято, — объясняет эксперт. — Этот момент для экипажа воздушного судна и диспетчеров является точкой невозврата. На этом этапе прекратить взлет и совершить маневр уже нельзя.
Напомним, действиями экипажа руководил опытный специалист Александр Круглов, который в 2007 году предотвратил авиакатастрофу и спас более 140 человек. Однако из ситуации, сложившейся на ВПП Внуково 21 октября 2014 года, по мнению Смирнова, не смог бы выйти даже профессионал экстра-класса.
— Ни один командир корабля, даже с таким колоссальным опытом, не смог бы выйти из этой ситуации. Это настоящая ловушка, — заверил специалист.
Вместе с тем он напомнил, что никаких выводов следствия относительно причины выезда техники на полосу перед взлетом воздушного судна до сих пор нет.
— Спустя три месяца после ЧП комиссия, которая занимается расследованием этого дела, до сих пор не дала объяснений о том, с чем связано такое грубое нарушение техники безопасности полетов в аэропорту, который обслуживает первых лиц государства, — подчеркивает пилот. — Система должна работать таким образом, чтобы этот снегоуборщик не оказался перед взлетающим самолетом, даже если бы водитель сам этого захотел.
Кроме того, по словам Смирнова, факты нарушения техники безопасности во Внуково тянут на международное расследование, поскольку несколько лет назад Международная организация гражданской авиации (ИКАО) выпустила документ, регламентирующий действия диспетчерской службы и экипажа в случае обнаружения помех при движении на ВПП.
— ИКАО, членом которой является Россия, еще несколько лет назад выпустила руководство по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП. Это международный документ, а если во Внуково его не соблюдали — это очень серьезный сигнал, — пояснил заслуженный пилот.