«Яндекс» также участвует в расследовании Еврокомиссии, которая изучает ситуацию с доминированием Google на Android. «Мы считаем, что сервисы для пользователей — такие как поиск, карты, почта
В 2014 году Google запретил предустановку всех сервисов «Яндекса» на мобильных устройствах Fly, Explay и Prestigio. В «Яндексе» считают, что вероятность, что Google продолжит такую практику, является высокой.
«Открытость Android осталась в прошлом. Основой устройств на Android стал закрытый пакет технологий Google Mobile Services (GMS), включающий Google Play и ряд других компонентов. Зависимость производителей смартфонов и разработчиков от GMS выросла настолько, что Google может диктовать им правила игры. Если производители не соглашаются продвигать на своих устройствах сервисы Googlе, в частности — устанавливать по умолчанию поиск Google, они могут лишиться доступа к компонентам платформы Android, от которых зависит успешность их смартфонов», — заявил «Яндекс».
«Мы считаем, что у производителей должен быть выбор — какой поиск по умолчанию будет установлен на их смартфонах и планшетах, и вообще какие сервисы им предустанавливать. Установка сервисов для пользователей не должна быть связана с предоставлением GMS и Google Play. И уж тем более компания Google не должна запрещать предустановку приложений конкурентов. Именно поэтому мы говорим о необходимости отделить операционную систему Android от поиска Google и других пользовательских сервисов», — заявил представитель «Яндекса» Очир Манджиков.
Еще в декабре глава «Яндекса» Аркадий Волож заявлял в интервью газете «Ведомости», что его компания пока не будет обращаться в ФАС. «Пока мы бьемся с хулиганами сами», — говорил он. Но при этом добавил, что обращение будет сделано, если падение рыночной доли «Яндекса» продолжится.
По данным «Яндекса», в настоящее время доля поиска компании в целом на Android составляет 44%.
По оценке ресурса «Рейтинг@Mail.ru», в феврале текущего года доля поиска «Яндекс» на устройствах Android составляет 34,4%, а Google — 64,3%.
По данным LiveInternet, в январе текущего года доля «Яндекса» на Android составляла 34,7% (35% декабре), а Google — 64% (63,7%).
Уменьшение доли компании на мобильных устройствах сказывается на общей рыночной доле, поскольку в России растет число именно мобильных интернет-пользователей (по данным TNS Россия, на начало прошлого года их число в России составляло около 25 млн человек), среди которых заметную часть (порядка 10%) составляют пользователи, которые выходят в интернет только с мобильных устройств.
Уже в ноябре прошлого года Liveinternet отметил снижение доли «Яндекса» на российском рынке поиска до 59,5% - впервые за последние четыре года доля «Яндекса» на этом рынке опустилась ниже 60%. Причем в последние год-два доля российского поисковика медленно уменьшалась. При этом доля Google также медленно росла.
В январе текущего года Liveinternet оценил доли «Яндекса» и Google на российском рынке интернет-поиска в 58,9% и 32,8% соответственно. В истории «Яндекса» подобные изменения уже происходили. Так, если в январе 2007 года доля компании составляла, по данным Liveinternet, 58,1%, то к марту следующего года снизилась до 53,5%. Однако затем «Яндекс» переломил ситуацию, и в январе 2009 года его доля выросла до 56,4%, а год спустя достигла 60%, а затем и 63%.
Политика Google в отношении производителей смартфонов с 2013 года является объектом антимонопольного расследования Еврокомиссии. «Яндекс» привлечен к этому делу в качестве свидетеля. Основанием для разбирательства стала жалоба альянса Fair Search (в него входят, в том числе, Microsoft, Nokia, Oracle). В настоящее время Европейская комиссия изучает три основных направления.
Одно из них — «связывание» сервисов Google и требование о размещении приложений компании на лучших местах на первом экране. То есть, производители устройств обязаны предустанавливать поиск Google на всех Android-устройствах по GMS-лицензии (Google Mobile Services), получение которой необходимо производителям для установки на устройствах магазина приложений Google Play (который является неотъемлемой частью экосистемы Android). Кроме того, в соответствии с требованиями GMS, все приложения и сервисы Google должны размещаться в наилучших позициях на первом экране устройства.
Другое направление — «принуждение» производителей устройств к выпуску девайсов только с GMS, как набором приложений и сервисов. Для получения GMS-лицензии производители должны подписывать, в частности, Mobile Application Distribution Agreement (MADA). В соответствии с данным соглашением, производителям запрещено выпускать устройства, которые не содержат GMS.
Также Европейская комиссия отмечает, что Googlе переносит все больше важных для производителей компонентов операционной системы (например, in-app purchase, push-нотификации) из открытого Android в пакет приложений и сервисов GMS. Для получения лицензии GMS производителям необходимо подписать договор с Google, в соответствии с которым производители обязуются предустанавливать весь GMS целиком и лишаются права предустанавливать сервисы и приложения, конкурирующие с сервисами Google.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов