Анкара начала просить особые для себя условия сразу после того, как Россия и Турция договорились детально проработать предложение Владимира Путина сделать из Турции газовый хаб. Он предполагает появления двух новых ниток «Турецкого потока», по которым европейские потребители могли бы получать дополнительно 30-50 млрд кубометров.
«Анкара может указывать на то, что это же Россия предложила газовый хаб, и Анкара пошла навстречу. Теперь Москва должна пойти навстречу и дать скидку. Хотя понятно, что газовый хаб выгоден обеим сторонам, а скидка только Турции», — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
Российский газ Турции обходится, скорее всего, дешевле, потому что турецкие компании сохранили в контрактах с Газпромом ценовую привязку к нефти, а не к спотовому рынку, как европейские потребители. Цены на спотовом рынке теперь редко опускаются ниже 1000 долларов за тысячу кубов. Поэтому Турция в этом году резко сократила закупку СПГ в пользу российского газа.
«Российский газ находится на первом месте по объемам поставок не из-за каких-то политических договоренностей с Турцией, а просто потому, что российский газ очень выгоден турецким компаниям. Поэтому они минимизировали закупку более дорогого СПГ», — говорит Игорь Юшков.
Турция сейчас может покупать российский газ по 600-700 долларов за тысячу кубометров, что немало, потому что цены на нефть в этом году тоже высокие — в районе 80-100 долларов за баррель. Однако это всё равно дешевле в сравнении с теми ценами, по которым европейцам приходится покупать СПГ.
Турция в новых реалиях становится главным покупателем российского газа в Европе (которым раньше была Германия, за второе место Турция конкурировала с Италией).
Газпрому же, конечно, хотелось бы закрепить определенные объемы за Турцией, учитывая резкий обвал поставок в Европу в целом. Экспорт Газпрома в Европу, как ожидается, упадет со 145 млрд кубов в 2021 году до 100 млрд кубов в 2022 году и до 35-40 млрд кубов в 2023 году. Это означает одно — Газпром вынужден сокращать добычу газа.
Согласия только Москвы и Анкары на проект газового хаба недостаточно, необходимо заручиться поддержкой третьей стороны, а именно европейских покупателей. Без них строить новые трубы рискованно и не имеет смысла, полагает эксперт.
Текст: Ольга Маслова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов