Первым он вспоминает о премьере Михаиле Мишустине в связи с его визитом в Грецию, во время которого тот фактически заменял президента. По мнению Белковского, это могло быть сделано по двум соображениям — из ковид-предосторожности и чтобы не портить отношения с одним из «ключевых сейчас друзей и партнеров на международной арене» — турецким президентом Реджипом Тайипом Эрдоганом.
Белковский напоминает, что именно президент РФ должен был не только участвовать в торжествах по случаю освобождения Греции от Османской империи, но и получить золотую медаль от города Афины за помощь русского народа в этом освобождении.
Кроме того, по словам Белковского, недавно поизошло усиление позиций Мишустина благодаря решению президента передать из Минюста Генпрокуратуре функцию защиты российских интересов в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).
"<...> Михаил Мишустин давно заинтересован, в общем-то, в разгроме Министерства юстиции как гнезда медведевщины в собственном кабинете министров. Константин Чуйченко, министр юстиции, остается последним представителем команды Медведева в федеральном правительстве. <...> Поэтому, безусловно, премьер-министр и возможный преемник всячески стремится ослабить конкурирующую фирму, то есть Дмитрия Анатольевича Медведева, и разорить минюстовское гнездо".
«Но надо сказать, что Михаил Мишустин, при всей его активизации, в том числе успешной, как в сюжете с Минюстом или поездкой в Грецию и встречей с принцем Чарльзом (Белковский проводит тут параллели с Горбачевым, который 1984 году «прошел смотрины у Маргарет Тэтчер» перед тем, как стать генеральным секретарем ЦK КПСС — прим. ред.), естественно, не единственный возможный преемник Владимира Владимировича.
На этой неделе вновь поползли слухи, что к числу таковых относится и спикер Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, которую в этом качестве поддерживают некоторые очень влиятельные кланы, близкие к Владимиру Путину. Например, Ковальчуки", — сообщил политолог.
Именно Валентину Матвиенко сам Белковский называет «практически идеальным преемником».
«Валентина Ивановна не слишком молода, но при этом она значительно моложе, например, Джозефа Байдена, и она находится в прекрасной как физической, так и ментальной форме. Об этом говорят все, кто с ней общаются. <...> Она ведь опытнейший администратор, политик и дипломат, который еще в начале 90-х годов стала чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации, а потом вице-премьером по социальной политике в кабинете Евгения Примакова», — напоминает политолог.
«В те тяжелейшие в экономическом и социальном смысле времена быть вице-премьером именно по этому направлению в том кабинете, да и в последующих <...> было очень непросто. И тогда, собственно, вице-премьерское служение не сводилось исключительно к распилу денег — сначала их надо было где-то обнаружить».
Он также подчеркивает хорошее знание ею английского яыка.
Имея в виду такое необходимое для преемника качество, как преданность, Белковский отмечает, что Валентина Ивановна «совершенно не похожа на того человека, который в силу каких-то нездоровых, иногда младенческих, а иногда сугубо мужских амбиций действительно может перевернуть столик, за которым сидит».
Министра обороны России Сергея Кужугетовича Шойгу Белковский считает наименее вероятным преемником, несмотря на его близость к главе государства и доверие со стороны того.
«Он никогда его не подводил и, более того, часто совершал шаги, единственно правильные с путинской точки зрения», — отмечает политолог. В качестве примера он приводит не только операцию по присоединению Крыма к России в 2014 году, но и «дарение лабрадора Конни в начале нулевых годов».
«В Сергее Кужугетовиче есть такая восточная немота, которая очень устраивает Владимира Путина. Он скуп на эмоции и готов нести бремя рутинной работы», — отмечает при этом Белковский.
«Поэтому пока я всё же считаю, что круг Михаила Мишустина, Сергея Собянина, Дмитрия Медведева и Валентины Ивановны Матвиенко представляется мне близким к оптимальному. А кто уж будет, посмотрим. Когда Владимир Владимирович Путин уйдет, так по-прежнему и остается неясным. Хотя всё же вариант 2024 совершенно не исключен», — заключает он.
Ранее Белковский обрисовывал круг возможных преемников президента Путина не далее как в декабре.
Текст: Ольга Маслова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов