Украина получила статус партнера расширенных возможностей НАТО. Об этом в своем Twitter сообщил глава МИД страны Дмитрий Кулеба. «Этот день настал. Я искренне благодарен нашим партнерам в альянсе, благодаря которым это решение стало возможным», — написал он. По словам официального представителя Североатлантического альянса Оаны Лунгеску, решение «признает значительный вклад Украины в миссии НАТО».
Означает ли это, что Украина сделала еще один шаг к вступлению в альянс? Ситуацию комментирует научный сотрудник Центра европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, замдиректора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов.
«Это не повышает шансы вступления в НАТО, это скорее является альтернативой вступлению Украины в НАТО. Речь идет, во-первых, о политической поддержке Украины, поскольку данный статус носит почетный характер, и тем самым НАТО стремится просто продемонстрировать, что Украина является для альянса ценным партнером и что НАТО будет и далее поддерживать Украину, проводить жесткий курс в отношении России и в принципе поддерживать Украину на международной арене. Это первое. Второе: получение данного статуса действительно открывает ряд возможностей по интенсификации практического сотрудничества Украины и НАТО в том, что касается в первую очередь проведения совместных учений, разного рода обучающих программ, обмена информацией и так далее. То есть речь идет об интенсификации практического взаимодействия по ряду направлений. Но это ни в коем случае не шаг по пути интеграции Украины в НАТО. Украинское руководство позиционирует это как движение в сторону вступления, но это не так. Примеры других стран, которые тоже являются партнерами НАТО, как сейчас Украина, — это Австралия. Тоже совершенно очевидно, что Австралия никогда не вступит в НАТО, это не нужно ни НАТО, ни Австралии, но тем не менее в рамках этой программы НАТО и Австралия развивают практическое взаимодействие, обмениваются информацией и так далее. Вступление Украины в НАТО невозможно, потому что за последние несколько лет сформировалось очень четкое представление на Западе, оно на официальном уровне не озвучивается вслух, но тем не менее оно очень четко присутствует, что вступление Украины в НАТО и даже практическое вовлечение Украины в НАТО означает войну с Россией. Подобные риски Западу не нужны. Запад проводит политику сдерживания России, безусловно, конфронтации с Россией, но не хочет доводить дело до прямого военного столкновения, тем более полномасштабной войны. Поэтому Запад ищет альтернативные пути поддержки Украины и развития сотрудничества с ней, а не вступления в НАТО. Предоставление подобных статусов как раз является непосредственным воплощением данной стратегии».
Как в самой Украине относятся к новому статусу? На вопрос отвечает директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
— Расширенные возможности, ну это как бы морковочку или кость бросили Украине, которая всегда говорила о том, особенно при Порошенко, что она вступает в НАТО, что курс Украины — это НАТО и Европейский союз. Но тогда не было ответа со стороны НАТО. Теперь дается как бы полуответ, что мы вас не забыли, мы не против, но по-серьезному говорить о вступлении в НАТО или в кандидаты в члены НАТО пока время не пришло. Это как держать на поводке Украину, не давать России, с одной стороны, а с другой стороны, все-таки не приближать к себе, к западному североатлантическому и геополитическому сообществу.
— Может, вы припомните, проводились у вас какие-то опросы по поводу отношения граждан к вступлению в НАТО? Как люди на это смотрят?
— Опросы регулярно проводятся, и если обобщенно по разным компаниям социологическим, это примерно 50 на 50. Но если взять Западную Украину, там 80 на 20 в пользу НАТО, а Восточная Украина, наоборот, 80 против НАТО и только 20 за. Поэтому если бы кто-то сейчас проводил референдум о вступлении в НАТО и получил бы такие результаты, так они только способствовали бы расколу, а не объединению. Если взять восточноевропейских соседей Украины, страны Балтии, то там вступление в НАТО и Евросоюз объединяли элиты и нацию. На Украине эти вопросы не объединяют.
Программа расширенных возможностей НАТО (Enhanced Opportunities Partner, EOP) была запущена в 2014 году. Ее цель — усиление оперативной совместимости вооруженных сил стран-партнеров с войсками альянса. Помимо Украины, статус партнера НАТО с расширенными возможностями имеют пять стран: Австралия, Грузия, Иордания, Финляндия и Швеция.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов