Как отмечают эксперты, в настоящее время конкуренция внутри «Политбюро 2.0» разворачивается даже не вокруг выборов президента 2018 года. Их исход практически предопределен за счет сохранения внутриэлитного баланса, высокого рейтинга действующего президента РФ Владимира Путина, который наверняка будет переизбран на новый срок, и отсутствия серьезных конкурентов как внутри правящей корпорации, так и за ее пределами.
«Можно предположить, что вопросы интриги президентской кампании и оформления ее предсказуемого результата для Путина малозначимы. Легитимность итогов выборов в любом случае будет подвергнута сомнению со стороны коллективного Запада. Вклад той или иной группы в предрешенную победу не станет для нее индульгенцией и ресурсом для значимого роста влияния. Более того, начатая в июне 2017 года президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитистский характер — «президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов», — говорится в докладе.
«Политбюро 2.0» как сетевая неформальная структура управления возникло во многом ситуативно. В 2012 году, после возвращения Владимира Путина на пост президента, «Политбюро 2.0» стало способом демонтажа тандема образца 2008-2011 годов, когда элита была распределена между двумя, пусть и не равнозначными, полюсами — в тот момент премьер-министром Владимиром Путиным и президентом РФ Дмитрием Медведевым, отношения между которыми определяли внутриполитическую повестку.
В состав неформального политбюро, от решений которого зависит принятие решений в России, тогда, по оценке экспертов, вошли премьер-министр Медведев наравне с главами госкомпаний «Роснефть» и «Ростех» Игорем Сечиным и Сергеем Чемезовым, руководителем администрации президента Сергеем Ивановым и его первым заместителем Вячеславом Володиным, мэром Москвы Сергеем Собяниным, близкими Путину бизнесменами Геннадием Тимченко и Юрием Ковальчуком, где глава государства играет роль арбитра, обеспечивающего систему сдержек и противовесов. Сейчас эта неформальная структура трансформировалась.
Точку в публичной легитимации этой модели управления поставил представитель Тимченко, который в день публикации очередного доклада в ноябре 2016 года выступил с официальным заявлением, в котором опроверг утверждение, что его босс вышел из состава «Политбюро 2.0».
Как следует из доклада, сейчас в «Политбюро 2.0» сохранили за собой места Медведев, Чемезов, Собянин, Юрий Ковальчук, к которым добавился министр обороны Сергей Шойгу, а в так называемой «переходной зоне» вблизи «правящей верхушки» оказались Сечин, спикер Госдумы Вячеслав Володин и бизнесмен Аркадий Ротенберг. В то же время активные действия для продвижения вверх в этой иерархии предпринимают глава Сбербанка Герман Греф, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, создатель и глава Росгвардии Виктор Золотов, чеченский лидер Рамзан Кадыров, бизнесмен Геннадий Тимченко, а также нынешний руководитель администрации президента РФ Антон Вайно, его первый заместитель Сергей Кириенко и вице-премьер РФ и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, который, кстати, как считают эксперты, рассматривается в качестве претендента на роль технократического премьер-министра, обладающего сильной волей и умением реализовывать проекты.
Авторы доклада полагают, что модель «Политбюро 2.0» имеет шанс сохраниться до электорального цикла 2021-2024 гг. При этом персональный состав этой структуры может серьезно обновиться. Как отмечается в исследовании, неустойчивость ролевого распределения элит накануне выборов президента РФ, которые предстоят весной 2018 года — необходимое условие технологии заблаговременной победы. По оценке политологов, Путин намерен действовать в собственных интересах и сейчас фактически проводит тендер — «кто поддержит меня лучше всех» и «кто предложит план на 6 лет». В этих условиях и предполагается развитие событий.
Сечин нажил себе врагов
Глава «Роснефти», на первый взгляд, находится на пике своего влияния. Он заслуженно считается одним из наиболее преданных Путину членов его команды. В копилку его побед за последние годы можно внести получение контроля над «Роснефтегазом» и «Башнефтью», приватизацию пакета «Роснефти», рост неформального влияния в электроэнергетике, заключение значимых международных сделок, арест ряда губернаторов и министра экономического развития Алексея Улюкаева, отмечают эксперты.
Однако, по их оценке, напористый управленческий стиль Сечина формирует против него широкую элитную коалицию. Если речь идет о консолидации в одних руках всей нефтяной отрасли, то это затрагивает интересы таких серьезных игроков, как «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть».
«Предметом критики становятся выход Сечина за пределы его зоны ответственности, финансовые результаты „Роснефти“ и ее затратных международных проектов, возможные негативные последствия иска против АФК „Система“ для инвестиционного климата в стране, деморализующее управленческую элиту настойчивое использование силового инструментария. Для многих членов правящего класса арест министра экономического развития А. Улюкаева стал примером нарушения негласных правил взаимоотношений. Ряд представителей бизнеса считает, что суд против АФК „Система“ создает риск прецедента наказания компании за реализацию стандартных корпоративных процедур, используемых многими участниками рынка. Негласная поддержка Владимира Евтушенкова в споре с „Роснефтью“ различными элитными игроками связана в первую очередь с этим», — говорится в докладе.
При этом, как обращают внимание эксперты, нельзя сказать, что весь путь «Роснефти» в последние годы — это только успешная экспансия. Противостояние с кандидатом в члены «Политбюро 2.0» главой «Транснефти» Николаем Токаревым закончилось тактической победой сослуживца Путина по дрезденской резидентуре. Снизился силовой ресурс Сечина — был расформирован Госнаркоконтроль, который возглавлял его партнер Виктор Иванов, уволен ряд близких к главе «Роснефти» сотрудников СКР и ФСБ.
«Поэтому для „Игоря Ивановича Настоящего“ вызовом становится выбор внутриэлитной стратегии и, возможно, создание коалиции, к чему ранее он не был склонен», — считают авторы доклада.
Противоборствующие коалиции
В то же время, как говорится в исследовании, сейчас внутри «Политбюро 2.0» формируются две широких коалиции — мобилизационная (ВПК+силовики, ядро — Чемезов-Золотов-Шойгу) и модернизационная (либеральный блок правительства, частный бизнес, потенциальные участники — Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин, Греф).
«Большая часть членов и кандидатов в члены Политбюро может ситуативно оказаться и в том, и в другом лагере. Вероятнее всего, окончательное стратегическое решение принято не будет, и принятая к реализации программа будет смешанной, или вообще верстаться „с колес“. Правительство, сформированное в мае 2018 года, рискует стать правительством непопулярных реформ, в связи с чем шансы его председателя стать преемником Путина будут невелики», — прогнозируют эксперты.
Медведев сохраняет влияние
В условиях явных проблем с содержательной повесткой ресурсом для роста влияния участников правящей «верхушки» является наличие понятного проекта для страны в целом или хотя бы для себя и своей группы на период следующего срока Путина, но у троих членов «Политбюро 2.0» пока нет предложений, говорится в докладе.
По мнению экспертов, в рамках такого тендера, как ни странно, наибольшая устойчивость как члена «Политбюро 2.0» и участника следующей правящей элитной коалиции наблюдается у премьер-министра Дмитрия Медведева.
«С одной стороны, он самый опытный член правящей группы после Путина, имеющий опыт работы на посту премьер-министра и президента. С другой стороны, Медведев неоднократно подтверждал свою лояльность Путина и мастерски освоил стратагему в стиле айкидо „ослабить себя, чтобы сохраниться“. Самый молодой из членов „Политбюро 2.0“ (1952 г. р.), он располагает важным ресурсом — временем», — констатируют авторы исследования.
Политологи отмечают, что Медведев имеет не менее трех опций своего трудоустройства после мая 2018 года. Это могут быть: 1) сохранение по посту председателя правительства; 2) переход в «Газпром» и перехват у Игоря Сечина позиции «главного энергетика» 3) переход в Верховный суд с получением статуса неформального гражданского куратора правоохранительного блока. Между тем, среди его минусов — явные имиджевые проблемы, а также оппозиция в «Политбюро 2.0» в связи с идеей воссоздать правящий тандем, что вылилось в протесты, организованные скандальным политиком Алексеем Навальным, который остается инструментом в руках противоборствующих элитных группировок.
Политологи полагают, что достаточно уверенно себя может чувствовать Сергей Шойгу как успешный министр обороны страны, которая на фоне внешнеполитического обострения фактически находится в состоянии войны. Однако наиболее динамично набирающим в последнее время влияние членом «Политбюро 2.0» является глава «Ростеха» Сергей Чемезов, усиливший свои позиции в администрации президента, силовых структурах и региональных элитах, поглотивший «Уралвагонзавод». Бизнесмен Юрий Ковальчук, который считается неформальным куратором научной сферы и адептом инновационной экономики, является держателем серьезных пакетов финансового и медийного ресурса. В случае выбора модернизационного сценария Ковальчук может оказаться в ядре этой коалиции.
Что касается мэра Москвы Сергея Собянина, то, как полагают политологи, он является одним из немногих членов «Политбюро 2.0», кто имеет понятный и предметный проект на весь период нового президентского срока. Речь идет о программе реновации, которая должна кардинально изменить облик Москвы и при этом обеспечивает вовлечение в финансово ёмкий проект большого количества союзнических ему элитных групп.
В то же время Собянин сохранил и частично реновировал пул своих губернаторов на Урале (заменив в Пермском крае Виктора Басаргина Максимом Решетниковым). Не проявляя личных амбиций и демонстрируя глубокую вовлеченность в городскую повестку, Собянин, тем не менее, остается претендентом №2 на пост председателя правительства, отмечается в докладе.
Как считают авторы исследования, при сохранении Путиным хорошей физической формы, что весьма вероятно, вопрос о преемнике начнет реально обсуждаться в процессе подготовки парламентских выборов 2021 года, поскольку следующий парламент будет значимым элементом транзита. При этом возможна проработка особого статуса российского лидера после его ухода с поста президента, однако многое будет зависеть от исхода выборов президента США в 2020 году, прогнозируют политологи.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов