Он отметил, что в последние десятилетия мировое экономическое развитие «во многом определялось» глобализацией и «развитием экономической кооперации развитых и развивающихся стран». Вторые, уточнил миллиардер, экспортировали в первые сырьевые ресурсы и дешевую рабочую силу, а сверхприбыль инвестировали в создание «физической инфраструктуры» максимально быстрыми темпами — дорог, аэропортов, логистических центров, городов.
Менее значимым приоритетом для таких стран было «институциональное развитие», в частности независимая и стабильная легальная система, эффективная конкурентная среда, считает он. По мнению Фридмана, такое развитие подменялось «директивами, обеспечивающими точечную заботу об иностранных инвесторах». В качестве примера такой страны миллиардер привел Китай, власти которого начали решать проблему слабых институтов «еще большей централизацией, репрессиями».
По словам Фридмана, «повторения „китайского экономического чуда“ последних десятилетий» в ближайшее время не будет. Этот вывод можно распространить на экономики всех развивающихся стран, за исключением Индии, пишет бизнесмен. Рост экономик развивающихся стран будет замедляться из-за иссякающих сверхдоходов от экспорта сырья и, соответственно, сокращения доходов населения, отметил миллиардер. Источников финансирования для развития общественных институтов «будет совсем немного», предупреждает он.
Поэтому темпы роста развивающихся стран «будут неуклонно отставать от развитых, тем самым увеличивая и без того значительную разницу в доходах и уровне жизни», подчеркнул Фридман.
Глобализация, по мнению миллиардера, которая ранее «казалась драйвером сокращения отставания развивающихся стран от их западных соседей», оказалась циклическим процессом. В ближайшем будущем она может стать «фактором усугубления неравенства, так как будет использоваться прежде всего как канал продаж продуктов экономики индиго в другие страны, не имеющие собственных возможностей предлагать конкурентную продукцию, сопоставимую по цене и качеству», отмечает он.
В противовес экономикам такого рода Фридман вводит понятие «индиго-экономики» и «эпохи индиго», ссылаясь на понятие «дети индиго», которые, как говорится в приводимой миллиардером цитате, «согласно псевдонаучному концепту», обладают «особыми, необычными и порой сверхъестественными характерными чертами и способностями». По словам Фридмана, «эпоха индиго» обозначает переход «на свалку истории» гипотезы «о скорой исчерпаемости каких-либо природных ресурсов», из-за которой «существенно затормозится экономическое развитие».
«Главным источником национального богатства постепенно, но неизбежно будет становиться общественная инфраструктура, создающая питательную среду для реализации потенциала ключевого элемента общественного развития — творческих и интеллектуальных способностей каждого человека», — подчеркнул Фридман. При этом он привел в пример смену лидера в рейтинге крупнейших по рыночной капитализации мировых корпораций: нефтяную компанию Exxon Mobil обогнали «созданные творческим гением выдающихся личностей Apple и Google».
«Краткосрочные экономические успехи авторитарных и даже тоталитарных режимов все еще иногда соблазняют общества, тоскующие по сильной руке и готовые пожертвовать правами собственных граждан ради экономических достижений», — написал Фридман, подводя итог.
При этом он выразил надежду, что «эпоха, в которую мы несемся на полной скорости, поставит окончательный крест на этом опасном заблуждении». По его мнению, «экономика индиго — это экономика свободных людей». «А значит, мир неизбежно, хотя и мучительно, будет становиться свободнее. В это я верю», — заключил миллиардер.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов