По сути, Россия уже оказывает помощь региону, в частности уже начала прокладку в регион газовых труб и запитку ЛЭП через Краснодон. На минимальном уровне жизнеспособность областей поддерживает российская гуманитарная помощь.
Но пока в процессе слишком много неизвестных, в частности точные суммы, а также то, кто возьмет на себя основную тяжесть восстановления.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев не исключает, что Москва может попытаться увязать помощь региону с отменой санкций против России. Одновременно РФ еще больше укрепит свое влияние в регионе. «Можно убить даже не двух, а трех зайцев. Европа заинтересована в восстановлении, а не в черной дыре. И все довольны».
Важный вопрос, с кем, собственно, идут переговоры о снятии ограничений для российской экономики. Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин считает версию торга с Киевом в качестве возможного лоббиста отмены антироссийских санкций достаточно правдоподобной. Но сомневается, что этот подход верен.
«Американские санкции все равно смягчить не получится, они в меньшей степени связаны с Донбассом. Европа больше заинтересована в стабилизации ситуации и между Украиной и Россией, и между Украиной и Западом. Так что подвижки могут быть связаны с европейским санкционным пакетом, — рассуждает Тренин. — На мой взгляд, бессмысленно торговаться без предварительной договоренности с Германией.
Если бы я занимался этой проблемой, я бы пошел не через Украину, а через Берлин. С Украиной не очень понятно, как договариваться, кто там держит слово, а кто — нет. В первую очередь надо договариваться о санкциях с тем, кто их вводил".
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что Москве в любом случае нужно определиться с ответом на «пикантный вопрос»: что для России дешевле, остаться при санкциях или заняться восстановлением?
«Санкции наносят серьезный ущерб, но деньги на восстановление Донбасса крайне трудно взять с учетом крымских и других расходов, — размышляет эксперт. — Игра будет очень сложной с огромным количеством спекуляций, мы и половины правды не узнаем про это дело. Я уж не говорю, что России придется сотрудничать с украинскими олигархами. Но хорошо, что о восстановлении говорят, значит, тема войны уходит».
Малашенко прогнозирует, что при восстановлении возникшей в Донбассе плохо контролируемой «серой» зоны можно ожидать высокого уровня воровства выделяемых средств.
Источник, близкий к руководству самопровозглашенных республик на востоке Украины, предрекает сценарий восстановления Донбасса по примеру Абхазии и Приднестровья — на невозвратные кредиты из Москвы.
Калачев, в свою очередь, полагает, что у Москвы куда больше мотиваций помогать региону. Киев, считает он, вряд ли будет торопиться с вливанием средств. «Реальное восстановление предполагает полный контроль над территорией, а с этим проблемы. Продолжающаяся разруха, напротив, имеет свои выгоды — отток нелояльного населения. России же надо реабилитировать себя в глазах как тех, кто участвовал в донбасском и луганском референдумах, а получил разруху вместо процветания, так и тех, кто внутри РФ является горячим сторонником помощи ДНР и ЛНР».
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов