А ведь поначалу «Курьер» не понравился. Пробить, как тогда говорили, сценарий на киностудии Горького не удалось, и четыре года он пылился на полке, пока ветер не переменился, и Карену Шахназарову не предложили экранизировать собственную повесть. Хотя из текста никуда не делись социальное неравенство, отцы, чувствующие, что зашли в тупик, и дети перестройки с их отчаянным цинизмом и безнадежным эпатажем.
«На съемочной площадке у Шахназарова атмосфера, ну, не благостная, конечно, нервная, но строгая дисциплина присутствует для всех абсолютно групп. Очень строго, четко, по-флотски, по-армейски», — рассказывает актер Федор Дунаевский.
На «Мосфильм» Дунаевский попал в 17, буквально, со школьной скамьи — был одноклассником главной героини. Учителем в кино для него стал Карен Шахназаров, это была его задумка, чтобы лицо Ивана оставалось безучастным.
Курьер весь на слуху — не только потому, что разобран на цитаты. Главная роль на 80 процентов сделана голосом.
Магия кино от Шахназарова — то самое двойственное ощущение, когда сцены вызывают улыбку, хотя чему тут, по сути, радоваться? Но ответ искать зрителю — «Курьер» несет послание в будущее. Неподражаемая интонация самого режиссера — ненавязчивая, не крикливая, как в фильмах, так и на съемочной площадке. Он дает актерам указания, казалось бы, внешнего порядка, но именно этими краткими репликами штрихует портрет персонажа.
«Когда ты с его помощью, даже с его диктатом находишь то ощущение, в котором должен жить твой персонаж, а ведь ощущение вызывается целой толпой обстоятельств, когда в тебе родились эти обстоятельства, ты их впитал целиком и полностью в свое сердце и свою душу, в тебе начинает рождаться новый персонаж внутренне, и в этом гигантскую роль играет режиссер Шахназаров», — рассказывает народный артист СССР Олег Басилашвили.
Фильмы-загадки, где-то почти притчи. Снимая «Палату номер 6», он не ставит диагноз и не назначает лечение. Шахназаров словно играет со зрителем в киношарады. Абсурд на уровне клоунады — как в «Городе Зеро», двойственная реальность с элементами мистики в «Цареубийце», жизнь, похожая на кошмар, — таковы его «Сны».
«Он, на мой взгляд, все время ищет антитезу тому дурному, что заполняет нашу землю. Этой антитезой, как ни странно, является фильм „Сны“. Жуткая жизнь, что в царской России, которую снимает Карен, что в современном обществе, в этих руинах, в продаже порнооткрыток, — говорит Басилашвили. — Он заставляет нас задуматься не просто о политической системе, а о том месте, которое должны занимать мы, люди, на этом маленьком и погибающем земном шарике. Об этом он всегда снимал картины, хотя они были привязаны к городу, к улицам, но все-таки это картины были о нашем земном шаре».
А ведь когда-то в молодости он представлялся режиссером, чтобы произвести впечатление на девушек. А первая его кинолюбовь, как сам не раз признавался, фильм «Мы из джаза». Год работы над сценарием, месяцы репетиций с утра до вечера — в итоге фильм вышел отточенный настолько, что даже музыкальные критики не всегда разбирали, где в кадре актеры просто дергают за струны, а где играют по-настоящему.
«У Карена очень хороший и правильный нюх — нехорошее слово. Чувство правды. Если ты музыкант, ты должен владеть инструментом, если танцуешь, будь добр, потей и старайся, авось что-то получится», — говорит Игорь Скляр.
Поразительно сыгранный ансамбль актеров. Еще одна отличительная черта Шахназарова — умение во всех смыслах подбирать кадры.
«Он знал, что я не музыкален, у меня нет музыкального слуха, я не танцую и не играю на инструментах, и он соглашается, — вспоминает Алексндр Панктратов-Черный. — Вот он, человек риска, я восхищаюсь этим!»
Своего рода риском было и решение возглавить «Мосфильм» в не лучшие для киностудии времена. Именно Шахназаров превратил ее в киноконцерн мирового уровня, куда стоит очередь, чтобы сняться у Шахназарова — в день кастинга в массовку для его «Анны Карениной» проходную брали штурмом. А в павильонах кабинет Каренина с подлинной антикварной мебелью, настоящий паркет и специально созданные люстры на тысячи свечей — самая правдивая и самая красивая история любви от Шахназарова.
Он с легкостью берет бессмертный роман Толстого и военные записки Вересаева и пишет свою «Историю Вронского», вновь предлагая зрителю всего лишь одну из возможных точек обзора. Повторяя: «Я придерживаюсь старинной точки зрения, что жизнь намного богаче и интереснее всего, что можно специально выдумать. Надо только постараться это увидеть».
***
Президент России Владимир Путин поздравил кинорежиссера Карена Шахназарова с 65-летием, пожелав ему здоровья, вдохновения и осуществления дальнейших планов.
По словам Путина, Шахназарова и в России, и за рубежом знают как талантливого кинорежиссера, сценариста, продюсера и руководителя легендарного «Мосфильма». Глава государства также отметил творческий потенциал и организаторские качества режиссера, благодаря которым традиции отечественного киноискусства сохраняются и развиваются, передает «Интерфакс».
Карен Шахназаров родился в 1952 году в Краснодаре. За свою творческую карьеру он снял знаменитые картины «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Исчезнувшая империя», «Белый Тигр», «Любовь в СССР» и многие другие. В 2002 году Шахназаров был удостоен звания народный артист РФ. С 1998 года руководит «Мосфильмом».
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов