Слабый эффект от чемпионата объясняется тем, что сектора, которые больше всего выигрывают от этого события (в первую очередь это гостиничный бизнес, торговля и транспорт), не являются ключевыми для экономик регионов, принимающих ЧМ. При этом приток туристов, который поддержит эти сферы в 2018 году, будет единоразовым, ожидают в Moody’s: удаленность регионов, климат и доступность альтернативных направлений «будут ограничивать долгосрочный потенциал роста индустрии туризма». Экономики регионов получат наибольшую выгоду благодаря построенной инфраструктуре (дороги, общественный транспорт, объекты здравоохранения и спорта), пишет Moody’s.
Сильнее всего эта выгода будет ощущаться в Мордовии из-за скромных объемов экономики субъекта — как подсчитали аналитики, инвестиции в регион, связанные с проведением ЧМ, в 2018 году составят более 9,5% всех годовых инвестиций. В Москве и Самарской области этот показатель составляет чуть менее 4%, в Санкт-Петербурге — 4,5%. В Калининградской области на долю инвестиций на ЧМ приходится около 5,5% в общем объеме вложений (аналитики также называют ее в числе главных бенефициаров мундиаля из-за строительства новых объектов энергообеспечения), в Ростовской — примерно 5,9%. Менее заметным эффект будет в Татарстане (там он ближе к нулевому), в Краснодарском крае (порядка 0,5%), Свердловской (менее 2%) и Волгоградской областях (около 2,7%). В Нижегородской области этот показатель составляет чуть выше 3,5%.
Чемпионат мира простимулирует рост собственных доходов регионов (то есть тех, что регионы зарабатывают сами, а не получают от федерального центра в виде дотаций, субсидий или субвенций), говорится в докладе. В основном это будет связано со строительством все той же инфраструктуры — она поможет привлечь дополнительные налоговые доходы и сократить при этом капитальные расходы. С другой стороны, необходимость тратить деньги на чемпионат привела к росту госдолга в регионах, в первую очередь в Петербурге, Мордовии, Самарской, Ростовской и Свердловской областях. Гибкость бюджета Москвы позволила ей избежать наращивания долга, отмечает Moody’s.
Суммарный эффект, который чемпионат мира по футболу окажет на ВВП России в 2013—2018 годах, составит 867 млрд руб., что эквивалентно примерно 1% годового ВВП, говорилось в исследовании правительства и консалтинговой компании McKinsey. Речь идет о единовременном эффекте чемпионата на ВВП и валовые региональные продукты (ВРП), а также на отдельные сферы экономики. Долгосрочный экономический эффект, связанный с ожидаемым ростом туризма и развитием инфраструктуры, по оценкам властей, составит 150-210 млрд руб. в год на горизонте пяти лет. Однако экономисты, опрошенные РБК, говорили, что чемпионат даст российской экономике лишь краткосрочный импульс, а в долгосрочной перспективе эффект может оказаться отрицательным.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов