«Новая экономическая реальность», спровоцировавшая снижение покупательской способности, вывела часть трафика из огромных ТРЦ в «магазины у дома», районные гипермаркеты и интернет-прилавки.
Причины падения
По данным Уральской палаты недвижимости, покупательский трафик в екатеринбургских ТРЦ в прошлом году рухнул на 20%. Этот фактор логично сказался и на поведении арендаторов: доля вакантных площадей достигла 8-10%, а для новых объектов хорошим показателем заполняемости считается 60%.
Падение трафика в крупных торгово-развлекательных центрах в УПН объясняют несколькими факторами: в первую очередь, падением покупательской способности населения и развитием так называемых «магазинов у дома». Снижение доходов повлияло, прежде всего, на товары длительного пользования. К примеру, скачок спроса на бытовую технику после обвального падения курса рубля в декабре 2014 года оказался кратковременным, после чего люди вновь поменяли свои потребительские привычки и вынужденно развернулись от тактики потребления к накоплению. Одновременное массовое открытие «Пятерочек» и «Магнитов» с необходимым минимумом продуктов и товаров, которые можно закупить на неделю вперед, непосредственно сказалось на том, что все больше екатеринбуржцев перестали проводить выходные за шоппингом в больших ТЦ.
Еще один фактор — доступность кредитных продуктов, которая привела к тому, что екатеринбуржцы накопили серьезную долговую нагрузку. По данным Банка России, общий объем задолженности в Свердловской области превышает 350 млрд руб., из них доля просрочки — почти 30 млрд руб. Естественным образом население стало больше тратить на обслуживание займов. В результате свободных денег в структуре семейного бюджета, которые можно потратить на покупки или развлечения, становилось все меньше и меньше.
И, наконец, трансформируются технологии. Сегодня товары народного потребления можно заказать через интернет в несколько кликов, не вставая с дивана. Онлайн-покупки удобны и экономят время, но имеют и свои нюансы: некоторые категории товаров, например, одежду и обувь, сложно покупать без примерки, а выбирать на сайте продукты, «не пощупав», согласится не каждый. Кроме того, по-прежнему далеко не во всех интернет-магазинах отлажена система возврата товара.
Ко всему этому деловой Екатеринбург оказался не готов — ТРЦ здесь строили в ожидании стабильного подъема спроса. По данным комитета по товарному рынку, город остается российским лидером по обеспеченности торговыми площадями на душу населения (1431,7 м² на тысячу человек), а за прошедший год открылось еще по три торговых центра и торговых комплекса (в классификации администрации города).
Близко, много и недорого
В распоряжении редакции РБК-Екатеринбург оказались закрытые результаты независимого ежемесячного опроса фонда «Социум», посвященного привлекательности торговых центров для населения Екатеринбурга. Для тех потребителей, которые по-прежнему посещают ТРЦ, самой главной ценностью остается близость к дому (на это указали 55,1% от числа ответивших) и фактор «есть все, что нужно, в одном месте» (9,1%). Другие ответы: «большой выбор товаров и услуг» — 6,4%, «работаю рядом» — 5,6%, «удобно добираться» — 5,6%, «нравятся магазины и ассортимент» — 3,9%, «много развлечений для детей» — 3,7%, «доступные цены» — 3,7%.
Отвечая на вопрос, «какие торговые центры вы посещаете чаще всего», респонденты чаще всего называли ТРЦ «Карнавал». Его отметили 17,7% от числа опрошенных. Далее с небольшим отставанием расположился «Гринвич» (14,8%) и «Радуга-парк» (8,5%), за ними — «Мега» (7,3%) и «Парк Хаус» (7,2%). При этом согласно опросу «Социума», спонтанная известность торговых центров за последние три года не менялась: «Мега», «Гринвич», «Карнавал».
По результатам опроса, 15,1% жителей уральского мегаполиса, несмотря на избыток предложения, стали посещать ТЦ реже, а 4,4% и вовсе отказались от большого шопинга.
Репрезентативность исследования подтверждается его методикой. Социологи фонда «Социум» провели уличный опрос людей от 18 лет в 16 микрорайонах города, вся карта была поделена на жилые кварталы — квадранты. Группировка по микрорайонам позволила обеспечить максимальную представительность и репрезентативность. Всего в исследовании приняли участие представители 600 домохозяйств. По словам директора фонда «Социум» Ольги Рыбаковой, из 600 квадрантов были выбраны 60. Опрашивались у подъездов домов люди, которые отвечают за покупки (не более 15 респондентов у одного дома).
По словам Ольги Рыбаковой, социологи считают рынок ТРЦ в Екатеринбурге конкурентным и насыщенным с высоким уровнем посещаемости. «Отсюда основной ценностью становится шаговая доступность молла. Как правило, успешные объекты те, которые расположены по траектории „дом — работа“, либо на основных автотранспортных магистралях», — объясняет социолог.
Еще один тренд — слабое перетекание между ТРЦ города, поскольку пул арендаторов и набор сервисов в торговых объектах схож, а обилие продуктовых супермаркетов формата «у дома» решают проблему закупки продовольствия.
Покупателей много, денег — мало
Впрочем, управляющий ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев не заметил отток покупателей. «В моей реальности все не так. Как люди ходили к нам, так и ходят. Но могу сказать, что покупательский трафик не соответствует нашим денежным вложениям. Хотя рассчитывали, конечно, на большую заполненность», — признался он.
С Сарапульцевым согласна Ксения Рагимова, директор управляющей компании «ТЭН», которая обслуживает ТРЦ «Алатырь». «Меньше посетителей не стало, упала покупательская способность. Это ощутили на себе даже люксовые бренды. У девочек уже нет десяти пар дорогих туфель. Они начали ходить в кедах. Время тотального потребления закончилось», — подчеркнула она в разговоре с журналистом РБК-Екатеринбург.
По словам Сарапульцева, горожане знают, где найти нужные им товары. «Если им нужны недорогие продукты — они едут в „Ашан“, если недорогая мебель — в „Икею“, если одежда — куда-нибудь еще», — отметил Сарапульцев и добавил, что не заметил обострение борьбы за покупателя. «Все что нужно — это повышать удобство для посетителей. Место, инфраструктура и набор арендаторов — ключевые параметры успешного торгового центра», — перечисляет управляющий.
Меньше всего кризис почувствовали на себе развлекательные зоны ТРЦ, утверждает Ксения Рагимова. «Кино, рестораны, прочие развлечения меньше пострадали от кризисных явлений. Как бы финансы не просели, все равно девушку хочется вывести на романтический ужин. А самый лимитный вариант — привести ее в торговый центр», — заявила она.
Что дальше?
Банкиры, которые первыми фиксируют тенденции в экономике, поводов для скорого восстановления спроса и роста благосостояния пока не видят: объемы кредитования физлиц продолжают расти в среднем на 2% за год, при том, что уровень закредитованности и так достаточно высок. «Остаются люди, у которых оплата задолженности занимает более 50% их дохода, при том, что нормальный уровень — не больше 30%», — отмечает начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков. Так что, по прогнозам экспертов, и потребителям, и ТРЦ придется учиться выживать в этой объективной реальности, а задача это непростая — для всех.
А что там покупать то? Один китайский ширпотреб или Турция под видом Европы.
Баба Нато нам еще в сэконхэнд иногда привозят ваши ношенные джинсы. Радуйся, что ничего не пропадает в мире
ваши ношенные джинсы.
Может, даже мои? Поддержу россию
Цитата Professsor L.:
ваши ношенные джинсы.
Может, даже мои? Поддержу россию
Подпиши их - на аукционе кристи будем торговаться
Цитата Nataligor:
Цитата Professsor L.:
ваши ношенные джинсы.
Может, даже мои? Поддержу россию
Подпиши их - на аукционе кристи будем торговаться
Да вряд ли кто то в мои джинсы войдёт.
У меня талия 58 см
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов