О том, что допсоглашение о скидке так и не было подписано, писала в июне газета «Коммерсантъ». По ее данным, «Газпром» и турецкая Botas спорят о параметрах скидки: российская компания хотела применять ее к контрактной цене, а Botas — к базовой (что для нее более выгодно).
В пресс-службе «Газпрома» отказались комментировать ход переговоров.
Как пояснил РБК источник в «Газпроме», сегодня идет согласование размера скидки, но от разных частей формулы цены газа, которая формируется из цены корзины сырой нефти и нефтепродуктов, помноженной на различные коэффициенты и таможенную пошлину. По его словам, переговоры идут трудно, в них участвуют как представители Минэнерго двух стран, так и топ-менеджеры из «Газпром экспорта» и турецкой Botas. Он полагает, что трубопровод все-таки будет построен, но первая очередь будет в объеме одной нитки, поскольку Турция пока не соглашается на четыре нитки и статус транзитера российского газа в Европу.
По информации Reuters, вторая причина затягивания переговоров как раз и состоит в том, что Россия настаивает на строительстве четырех ниток газопровода суммарной мощностью 63 млрд куб. м в год, в то время как Анкара согласна на сооружение только одной, необходимой самой Турции.
Во вторник российские агентства со ссылкой на источник в Минэнерго сообщали, что Россия предложила Турции подписать соглашение только о первой нитке, а межправительственные соглашения по трем остальным (которые, как планируется, будут доставлять газ для стран Евросоюза) выделить в отдельный документ. Источник утверждал, что Россия готова пойти на поэтапную реализацию проекта.
В среду министр энергетики России Александр Новак допустил, что сроки строительства первой нитки «Турецкого потока» могут быть сдвинуты. По его словам, если процесс подписания межправительственного соглашения между Россией и Турцией будет сдвигаться, то и сроки реализации проекта будут смещены.
Источник, близкий к «Газпрому», считает, что Турция смотрит на перспективы поставок иранского и израильского газа, в том числе по цене, поэтому и торгуется. Он полагает, что дальнейшая судьба переговоров зависит от позиции нового правительства Турции, которое пока не сформировано.
По мнению заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, согласование условий строительства «Турецкого потока» также затягивается по политическим причинам. «Если бы партия Эрдогана победила на выборах 17 июня, межправительственное соглашение по первой нитке „Турецкого потока“ уже было бы подписано. Но сейчас это будет отложено как минимум до осени, пока в Турции не появятся премьер и ключевой министр, который сможет взять ответственность за такое решение», — говорит он.
Второе препятствие, по мнению Гривача, это отсутствие согласия европейцев на строительство инфраструктуры для транспортировки российского газа по своей территории. В качестве альтернативы украинскому маршруту в случае срыва проекта «Турецкий поток», по мнению аналитика, может использоваться транзит газа «Газпрома» в Европу через газопровод «Северный поток» 1 и 2.
О начале строительства морского участка «Турецкого потока» глава «Газпрома» Алексей Миллер объявил в начале мая 2015 года. Газопровод должен пройти от Анапы по дну Черного моря и далее по территории Турции до турецко-греческой границы. Его общая мощность должна составить 63 млрд куб. м газа в год. Первая нитка мощностью 15,75 млрд куб. м в год должна прийти на турецкую территорию в декабре 2016 года. Завершить прокладку последней нитки планировалось до 2020 года.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов