Российский авторынок показал большое сокращение за два года
В мае в России продано почти на 7% меньше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Ассоциация европейского бизнеса.
Зимой у российского авторынка закончилась двухлетняя белая полоса роста. Февраль завершился первым сокращением продаж, положительный март дал надежду на отскок, в апреле она разбилась — и май стал месяцем рекордного с 2017 года падения, почти на 7%. Всего с начала года рынок потерял более 2% по сравнению с первыми пятью месяцами 2018 года. Ассоциация европейского бизнеса и другие собеседники «Ведомостей» наперебой перечисляют причины: повышение НДС, рост расходов домохозяйств, снижение господдержки — именно субсидии, вероятно, обеспечили мартовский подскок, но надолго их не хватило. Кто-то даже указывает на более длинные майские выходные, которые могли усугубить 7-процентное майское пике.
Факторы обобщает председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин.
«Падение действительно есть, причина достаточно простая — в общей своей массе наш народ не богатеет в последние годы. Программы поддержки действительно работают, это правда, что же касается, как поддержать — повышать людям зарплату на рабочих местах и причем призываю к этому не только чиновников и государственные структуры, но и коммерческие. Другое дело — где деньги, Зин? И плюс количество рабочих мест в стране, оно сейчас, к сожалению, не растет. Импортозамещение присутствует, но оно не в той массе, которая могла бы заменить в принципе тот обвал, который есть. Очень многие компании закрываются, очень много людей на рынке, из того же автомобильного бизнеса, многие дилеры разорились. И из строительных компаний маленьких и не очень и так далее, и так далее. Вот, где проблема. И ее вот так вот в одночасье, конечно, не порешать».
Долгосрочной угрозой автомобильному рынку — не только в России, но и по миру в целом, можно назвать расцвет каршеринга. Этот рынок демонстрирует экспоненциальный рост как по числу компаний, так и по территориям. Для иллюстрации, в 2014 году аналитики насчитали семь полномасштабных сервисов в двух столицах, к середине прошлого года — 24 сервиса в 14 городах, некоторые из которых даже не являются миллионниками. Продолжает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
«Исследование Google очень любопытное, по которому жители крупных городов (это исследование касалось Москвы, и не только Москвы) используют свои автомобили в лучшем случае на 4%, — показатель страшно низкий. Сейчас идет достаточно активно, уже заметили аналитики, не отказ от автомобиля, а отказ от второго автомобиля в семье в крупных городах. Но в то же время в России провинциальной есть дикая нужда в автомобиле, огромная. Потому что если в Москве сейчас развивается и общественный транспорт, и каршеринг, и появились новые транспортные средства, типа электросамоката, то ничего этого нет в провинции. Общественный транспорт работает во многих регионах плохо, и приходится людям покупать б/у машины за 100 тысяч рублей, которые, с моей точки зрения, машинами, по большому счету, не являются. Ну, так вот у нас теоретически прирост должен был быть за счет рынка регионов, а регионы сейчас наиболее незащищенные и небогатые».
С начала года по программам господдержки было продано почти 50 тысяч автомобилей — более трети от всех продаж — но выделенные средства уже закончились. Теперь, по данным «Ведомостей», в Минпромторге обсуждается выделение еще 10 миллиардов рублей, которые должны до конца года обеспечить продажу дополнительных 65 тысяч автомобилей. «ВТБ капитал» ранее прогнозировал рост российского рынка на 6-7% в этом году. Теперь в беседе с газетой банк называет такой сценарий маловероятным — но предлагает подождать решений по господдержке.