Рассказываем про однодневный маршрут из Екатеринбурга, который легко повторить владельцам автотранспорта. В этот раз объектом нашего путешествия стал Алапаевский район. Мы запланировали посетить АУЖД — Алапаевскую узкоколейную железную дорогу, а по дороге туда заехать в Коптелово.
В Коптелово мы уже бывали и писали про Музей истории земледелия и быта крестьян. Там ничего не поменялось. За 100 рублей с человека + 200 рублей за экскурсионное обслуживание вам покажут все основные объекты — родник, избу бабы Кати, выставочные павильоны.
Экскурсия длится 1 час. Очень познавательно для детей и взрослых, которые не проводили свое детство в деревне у бабушки.
После посещения музея в Коптелово, мы отправились на станцию Верхняя Синячиха, чтобы прокатиться по узкоколейной железной дороге в вагоне, следующем по маршруту Верхняя Синячиха — Алапаевск, так как целью нашего путешествия был музей АУЖД.
Надо сказать, что нам повезло. Первый вагон двухвагонного состава был занят экскурсионной группой, а во втором вагоне были свободные места.
Поезд Алапаевск — Верхняя Синячиха курсирует по субботам. Время отправления со станции в Алапаевске — 12:00, прибытие в Синячиху — в 13:05. Стоимость билета — 26 рублей. Из Синячихи отправление в 13:35, прибытие в Алапаевск — в 14:40. Всю информацию о наличии мест в поезде узнавайте в музее истории АУЖД.
Как попасть на поезд АУЖД, следующий по императорскому маршруту?
Во-первых, вы можете заказать экскурсионное обслуживание по телефону 8(34346)3-31-32, тогда за 6000 рублей весь вагон будет ваш. Кроме этого, вас будет сопровождать экскурсовод, ещё и чай с печеньками организуют (50 рублей с человека).
Во-вторых, если вас совсем немного и экскурсионное обслуживание вас не интересует, о наличии мест можно узнать заранее по телефону музея АУЖД 8(34346)3-31-32 или следить в группе музея Вконтакте об объявлении сборных групп
В ожидании поезда на станции Верхняя Синячиха можно развлечься, прокатившись на дрезине. Стоимость — 100 рублей с человека. Нам очень понравилось.
АУЖД. Справка.
Ширина колеи Алапаевской узкоколейки всего 75 см, что в 2 раза уже, чем стандартная ширина колеи железных дорог.
Первый поезд проследовал по АУЖД в 1895 году. Тогда этот был маршрут Алапаевск — станция Мугай. Сейчас этого участка уже не существует, а в XIX веке по этому маршруту везли лес и древесный уголь для металлургических заводов. Официальное открытие АУЖД состоялось в 1898 году.
Посёлки Алапаевского района связывают 203 км узкоколейных дорог. До сих пор на карте района есть 3 посёлка, куда добраться можно только узкоколейкой. Это Строкинка, Муратково и Калач. В Калаче проживает 9 человек, в Строкинке (по данным двухлетней давности) — 22 человека.
В этом году закончился ремонт участка Чернышевка — Берёзовка протяженностью 26 км. Дорога там изначально была, но в 2010 году её закрыли. Очень настойчивые братья Шалаевы (их 4!), которые не хотят уезжать из Берёзовки, добились ремонта этой ветки.
В самой поездке ничего необычного, кроме ширины вагона и скорости движения, а она не превышала 30 км/ч, нет. На некоторых участках дороги вагон может сильно раскачивать. Кстати, эти вагоны собраны в 1989 году. Кроме них, по АУЖД ещё курсируют плацкартные пассажирские вагоны 2014 года выпуска.
Чтобы как-то скрасить дорогу, вагоновожатая включила караоке. На фоне фотографий царской семьи подпевать Виагре и Натали было несколько неожиданно.
Про музей АУЖД
Свою работу Музей истории Алапаевской Узкоколейной Железной Дороги начал в 2015 году, занимает он второй этаж бывшего электроцеха.
На входе нас встречает тепловоз узкоколейный 2 модели. Поставлен он на постамент в 1988 году в честь 90-летия АУЖД.
В экспозиции под открытым небом вы можете увидеть вагон для чистки снега и санитарный вагон.
На входе в музейный зал висит чугунный колокол, отлит он на металлургическом заводе Алапаевска в 40-е годы. На каждой станции АУЖД был такой чугунный колокол, этот со станции Ельничная.
Можно почувствовать себя дежурным по станции и ударить в колокол 1 раз, чтобы сообщить о прибытии поезда на станцию, 2 раза — за 5 минут до отправления, или 3 раза, оповестив пассажиров об отправлении.
Уникальный экспонат музея АУЖД — жезловый аппарат. До появления телефонной связи они регулировали движение поездов на однопутных дорогах.
Все жезловые аппараты были замкнуты в одну электромагнитную цепь. Если путь (расстояние от одной станции до другой) был свободен, аппарат был соответственно размагничен, дежурная по станции могла свободно достать нужный жезл (на каждом было указано название станций), который машинист вёз до станции прибытия.
Если цепь была замкнута, жезл достать было невозможно, и это было признаком того, что путь занят.
Если состав не мог остановиться на станции (много вагонов, тяжело раскочегариться), машинист сбрасывал скорость до скорости движения пешехода (5 км/ч), высовывал руку в окно тепловоза, а дежурная по станции накидывала ему на руку петлю специального устройства, жезлоподавателя, в котором находился жезл.
Из последних ценных приобретений музея — самодельная мотодрезина, местные называют её ещё «пионерка» или «беда». Рассчитана она на скорость движения до 30 км/ч, но местные могут разогнать её и до 80 км/ч, вот тогда и может приключиться беда.
Музей купил её за 10 тысяч рублей у местного умельца. Рама и ручка сделаны из обычной панцирной кровати, фара — из фонаря от мотоцикла, а роль ветровика выполняет обычная фанера.
Каждая мотодрезина оборудована коробом для вещей. Говорят, что в нём можно даже переночевать, хотя мы в этом усомнились.
Подобную мотодрезину мы увидели на станции Верхняя Синячиха.
Движение «пионерок» никак не регламентируется. При приближении встречного состава, водитель просто снимает своё средство передвижения с рельс, ждёт, когда поезд проедет, и снова ставит обратно.
В музее вам также покажут металлический билет, который давал право постоять на запасном пути.
Расскажут про сотрудников АУЖД, среди которых есть машинист, у которого единственная запись в трудовой книжке — машинист Алапаевской Узкоколейной Железной Дороги. Проработал на АУЖД он 48 лет.
По окончании экскурсии вы можете почувствовать себя начальником АУЖД, примерив настоящую форму управляющего АУЖД Василия Фёдоровича Капустянского, проработавшего в этой должности 21 год.
Огромное спасибо лично заведующей музеем истории АУЖД Файзулиной Екатерине.
Фото — Дмитрий Часовитин.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов