В 2016 году празднуется 300 летие одного из самых старых поселений Урала — села Шуралы.
В 1716 году в Невьянском районе на реке Шурале был основан железоделательный завод. Основал его Акинфий Никитич Демидов — известный на Урале заводозаводчик. Земли ему эти были пожалованы самим Петром Первым, поэтому деятельность здесь развивалась бурная.
По преданию в болотистых лесах Шуралы водился леший-болотник, которого татары, проживающие здесь, звали «шурале», отсюда и пошло название села.
Есть еще одна легенда, по которой сам Демидов дал имя заводу. Приехав как-то в эту местность, спросил он у старика-рыбака, откуда течет река, мужик был беззубым и ответил: «Ш Урала, бежит река», с тех пор эта местность и зовется Шурала.
Мы обратились к Соболевой Татьяне Анатольевне православному краеведу, члену Екатеринбургского церковно-исторического общества, которая давно занимается историей деревни Шуралы и культурным наследием этого края. Благодаря ей мы сегодня расскажем вам любопытные факты из жизни села.
Начнем с того, что шуралинские краеведы утверждают, что известный Шигирский идол был найден близ Шуралы, в местных болотах, которые хорошо видно, если забраться на колокольню. Это один из первых любопытных фактов, ведь принято считать, что идола нашли недалеко от Кировграда в Шигирском торфянике.
Также в Шурале родились два исторических деятеля. В 1775 году в семье крепостного приказчика родился Григорий Федотович Зотов, известный как «кыштымский зверь». Этот человек сделал головокружительную карьеру, которая закончилась на должности управляющего Кыштымским горным округом, откуда Зотов был отправлен в ссылку за жестокое обращение с заводчанами.
Второй знаменательной личностью стал Александр Иванович Петелин — Герой Советского Союза, вице-адмирал, командующий флотилией атомных подводных лодок. До сих пор в Шурале стоит дом, в котором он вырос.
А сейчас в Шурале проживает вот такой умелец! Свой дом он украсил узорами из бутылочных пробок.
Но вернемся к истории ХIХ века.
Земля здесь золотоносная, даже когда закрыли завод, шуралинцы не бедствовали. Говорят, что слитки золотые можно было прямо под ногами находить. Каждое лето в Шуралу съезжался разнообразный люд из близлежащий деревень, приезжали сюда даже из Пермской и Уфимской губерний. Кто золото добывать, кто наниматься на сенокосы и другие сельскохозяйственные работы. Потому что основная часть мужского населения «рыло золото», рук для работы в огородах и полях не хватало.
Кому-то из приезжих везло найти слиток и обогатиться, а кто-то оставался ни с чем, иной раз не было денег даже до дому добраться. Заезжие начинали пить и воровать, побираться по домам, т.к. жить им было негде. И чтобы прекратить разгул в селе, по благословлению Иоанна Кронштадтского деревне был пожертвован дом, который назвали домом «Трезвости и Трудолюбия». Зимой проживающие здесь заготавливали вицы для метел, которые поставлялись и в Екатеринбург, и на Ирбитскую ярмарку, а также шили из грубого сукна варежки. С тех пор в округе ходит присказка — «шуралинская варежка», точно такая же, как в Перми — «пермяк-солены уши».
Летом же этот дом превращался в «детское убежище», где присматривали за детьми, пока родители были на приисках и сенокосах. Удивительно то, что дом до сих пор сохранился, его можно увидеть напротив церкви.
Село некогда было богатым, дома здесь строили из мощного бруса, часто встречались и двухэтажные постройки. Но вот каменный храм здесь был построен только в начале ХХ века.
Деньги на постройку церкви собирали с рабочих завода и приисков по 1 копейке с рубля, часть денег пожертвовали местные купцы, но основную сумму внесли заводчики Стенбок-Фермор. Храм получил имя Александра Невского и был освящен в 1916 году.
Церковь находится на возвышенности и хорошо видна при подъезде к селу. История ее удивительна и необычна для революционного и советского времени, ведь она не была разрушена и сохранилась в очень хорошем состоянии. Она даже закрыта официально не была, но службы здесь не велись, за неимением священника.
У жителей деревни было свое сакральное отношение к ней. Во-первых, когда было приказано разобрать церковь по кирпичику, многие отказались это делать, ведь на строительство церкви каждый двор пожертвовал ни одну сотню яиц. Ходит легенда, что жители села ответили представителям новой власти — вы нам верните яйца, которые мы потратили на строительство, тогда мы ее и разберем.
Также на защиту встало 10 «религиозных мракобесов», уважаемых в селе людей. За свои убеждения пять из них получили высшую меру наказания, пятеро других прошли 16 лет лагерей.
И еще один случай помог сохранить церковь. В купольное оконце полез коммунист, да не удержался, разбился насмерть. Люди углядели в том божью кару, с тех пор церковь старались содержать должным образом, несмотря на то, что здесь было и зернохранилище, и музей.
Сохранился и крест-голгофа, а также икона святого преподобного Максима Грека с его мощами, что для Урала стало также необычным явлением.
За церковью находилось старое кладбище, на которое подхоранивали еще в 1946 году. Сейчас же от него осталась пара старых каменных надгробий.
Золотые прииски до сих пор функционируют, а многие шуралницы, как и их предки, заняты золотодобычей.
Старые фото предоставлены служителями храма Александра Невского.
За то едино Россы никогда не потонут!
Ну не тонет оно, хоть тресни.
Милки-вэй, в смысле.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов