Немногим известно, что совсем рядом с Екатеринбургом находится один из самых производительных заводов колокольного литья в Европе. В 1991 году в Каменск-Уральском группой активистов были отлиты первые колокола. Позже, как это зачастую бывает, хобби стало делом всей жизни основателя завода Николая Геннадьевича Пяткова.
Мы побывали на этом уникальном производстве и увидели весь процесс сотворения колоколов своими глазами.
Я даже предположить не могла, что экскурсия на завод может быть настолько интригующей и позитивной.
Колокольный звон на протяжении веков завораживал человечество вне зависимости от религиозной конфессии. А наблюдение за процессом литья колоколов оказалось просто очаровывающим.
Здесь все расписано буквально по минутам. Мы приехали днем и пробыли на заводе около трех часов. За это время нам удалось увидеть: как куют языки для колоколов, как шлифуют уже готовые колокола, как обжигают форму (потрясающее зрелище), и нам невероятно повезло, потому что мы смогли наблюдать саму заливку колокола.
Но обо всем по порядку.
Как вы себе представляете завод? Огромные цеха, шум, пыль, лязг… Здесь же все иначе. Это место с особой атмосферой. И я не говорю о религиозной составляющей. Сам Николай Геннадьевич Пятков радушный хозяин и знаток своего дела. На заводе работает около 30 человек, и те, кого мы видели за работой увлеченные своим делом люди. Возможно, с этого и начинается успешное предприятие.
И вот сама экскурсия. Мы спустились из заводоуправления и сразу же попали в цеха, в каждом из которых идет работа по изготовлению колоколов. Оказывается это очень не простой процесс. Прежде чем, мы сможем услышать колокольный звон, пройдет немало времени.
Вначале мастера изготавливают стержни из песка со смолой — это будущая внутренняя сторона колокола. Позже ее перевезут в следующий цех, где обработают краской на спирту. Чтобы краска быстро высохла и схватилась, ее поджигают. Вы когда-нибудь видели, как горят колокола? Конечно, это еще не совсем колокол, но выглядит завораживающе.
Внешняя сторона будущего колокола изготавливается из гипса с песком. Вначале на стационарную модель (так называемый «фальшколокол») наносятся восковые барельефы: в виде узоров, слов молитвы, икон. Фальшивый колокол обмазывают формовочной смесью очень мелкого, чистого песка и гипса, ставят кожух и окончательно «монолитят» черновой (или наполнительной) смесью песка с гипсом. После чего, получившаяся форма снимается с модели и отправляется в сушку, где под воздействием высоких температур воск расплавляется, оставляя отпечатки. Перед заливкой стержень и просушенную форму соединяют. В пустоту между ними и будут заливать расплавленный металл. И об этом хочется рассказать особо.
В какую-то минуту стихла звучащая в цехе музыка. Настал один из самых ответственных моментов. Рабочие облачились в жаропрочные одежды и из печи, где плавилась медь, достали тигель с раскаленной лавой. Очень аккуратно эту емкость переправляют к месту заливки. Со стороны выглядит очень опасно и неудивительно, ведь работа идет с кипящим металлом. Далее в тигель добавляют фосфористую медь и олово, которое растворяется в емкости, как сахар в чае. Затем очень аккуратно заливают пустоту между формой и стержнем. Потом металл несколько дней остывает, после чего уже почти готовый колокол шлифуют, прилаживают язык и, наконец, слушают его звучание.
Все колокола шлифуют вручную, после такой обработки они становятся блестящими и гладкими. В этом цехе достаточно шумно и летит медная пыль. Тем не менее, это не помешало нам восхититься процессом.
Отдельно находится художественная мастерская, где хранятся орнаменты, иконы, надписи, выполненные из воска, здесь же заливают воском гипсовые формы. Именно эта комната пропитана особым запахом, который можно встретить только в церкви, ведь воск, который используют для барельефов, доставляется сюда из храмов.
Еще нам посчастливилось наблюдать работу кузнеца. Среди звонарей бытует мнение, что язык колокола должен быть именно кованным. Не берусь утверждать, что это именно так, но работа кузнеца не последнее дело в производстве колоколов. Без языка колокол теряет свой голос. А «провинившиеся» колокола в свое время даже могли быть наказаны вырыванием языка. Так расправились с колоколом, который возвестил о смерти царевича Дмитрия: мало того, что он был сброшен и обезъязычен, так еще и сослан в Тобольск.
Справка:
На уральском заводе Пяткова были отлиты колокола для Собора Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве, а самый большой колокол, весом 18 тонн, находится в Алатыре в Чувашии. В Екатеринбурге колокола этого предприятия звучат на многих звонницах. Но не только в России известен Каменск-уральский завод: во многих храмах ближнего Зарубежья, США, Греции, Канады, Австралии, поют уральские колокола.
На заводе проводятся групповые экскурсии.
Контакты:
Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Революционная 49а
Телефон: +7 (3439) 36 42 42.
Интересные факты:
- Первые отлитые колокола появились в области Кампания (Италия), отчего получили название «Кампан» Это название употреблялось, вплоть до ХХ века в ряде стран, включая и Россию.
- Самый большой и тяжелый в мире колокол был отлит в России. Это легендарный Царь — колокол, находящийся на территории Московского Кремля. Он был отлит в 1733 г. мастерами И.Ф. и М.И. Моториными. Вес колокола составляет 201 тонну 924 кг
- Выражение «малиновый звон», обозначающее особое мелодичное звучание колоколов, пошло от названия бельгийского города Мехелен (Малин в произношении французов). До сих пор этот город является европейским центром колокольного литья и колокольной музыки. Первые колокола, заказанные еще Петром Первым соответствовали Мехеленскому (малиновому) стандарту. Отсюда и пошло данное выражение.
- Изначально Биг-Бэн — это название колокола, звучавшего в часах башни.
- На одной международной космической станции имеется колокол, который возвещает о смене капитана.
Видео: Анна Ионова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов