Азов-гора

Пещеры, сокровища, разбойники, тайна горной свечки девки-Азовки
Азов-гора

Гора Азов — самое высокое место в окрестностях города Полевского, 589 м над уровнем моря.

В IV−VI веках н.э. на вершине горы Азов находилось древнее поселение металлургов. В 1940-х гг. у подножья горы и на верхней ее площадке были найдены остатки мансийского стойбища тысячелетней давности — разнообразные изделия из меди и бронзы.

Большая часть клада, 40 предметов, поступила в фонды историко-революционного музея г. Полевского, а 5 идолов были унесены случайными людьми. В 1967—1970 годах 3 птицевидных идола, датируемые концом I тысячелетия до н.э., были переданы в дар краеведческому музею г. Полевского.

А 33 фигруки хранятся в Екатеринбургском музее истории и археологии Урала.

Много легенд и сказаний связано с этой горой, с тем, откуда у нее такое название. Самое известное из них — это, конечно, сказ про девку-Азовку.

На самом деле, есть и еще версии происхождения названия этой горы.

Версии происхождения названия

По преданию, в этих местах золото и камни драгоценные валялись прямо под ногами. И жили здесь племена, которым дела до сокровищ тех не было. Как-то прознали злые люди о том, что в этих лесах есть чем поживиться, стали они уничтожать местные народы. Но был добрый человек, который решил помочь племенам. Пока добирался он до местных земель, был ранен серьезно. Стала выхаживать его дочь вождя — Азовка. Да и полюбила его.

Костровище и вид с вершины горы

Камни и золото народ вольный собрал и спрятал в горе, а сам ушел глубже в леса. Девушка с женихом остались в пещере, но не смог он оправиться после ран, умер. А она до сих пор оплакивает его. С тех пор люди ищут драгоценности и только слышат, как из горы доносится плачь девки-Азовки. Говорят, нужно знать слово-имячко, чтоб гора открылась.

Первая версия связана с пребыванием на уральской земле Емельяна Пугачева. Одни говорят, что была у него в пещере горы жена — девка-Азовка. Другие, что был у него помощник Азов, с которым они обменивались костровыми сигналами. Пугачев стоял на Думной горе, а Азов — на Азов-горе.

Вторая версия говорит, что был храбрый разбойник Азов (у некоторых рассказчиков Айзин, у других Азин). У Азов-горы проходил торговый путь из Кунгура в Сибирь, по которому купцы часто возили драгоценные камни. И с двух гор Думной и Азов разбойники друг другу подавали сигналы, зажигали костры и таким образом сообщали, что идет купцовский обоз. Грабили купцов, а добычу бедным людям раздавали. Говорят, богатые люди за это и сгубили Азова. А в народе о нем добрая молва осталась.

Третья версия связана с девушкой, живущей на горе Азов. Версии эти разделяются по тому, КАК попала туда эта девушка. В одном сходятся они, что красоты она была невиданной: статная, пригожая, глаза большие темные да глубокие — как два колодца. Люди говорят, будто бы было у этих разбойников все, чего только не пожелаешь, и золото и драгоценные камни, да не было у них добрых подруг. И выкрали они девушку у добрых людей. Назвали Азовкой по имени главаря Азова. Да поделить не могли — заточили в пещеру. Плакала она долго да не разжалобила их. По сей день текут слезы девки-Азовки — то родник возле Азов-горы.

Еще люди говорят, девка та — Азовка — была дочерью хозяина медеплавильных цехов Турчанинова. Сильно плохо жилось людям Турчанинова: работа тяжелая, платил мало. Ходили они к нему с жалобами да просьбами. Да он смеялся только — «да что вы мне сделать-то можете, — обойдетесь». Вот работники и ушли в разбойники и выкрали у него любимую дочь.

Но и это не всё! Еще одна легенда гласит, что красивая девушка спозналась с разбойниками. Носила им еду, питье. Полюбила главаря, ребенка его под сердцем носила. Узнали об этом ее родители и прокляли. Стала она жить в пещере с разбойниками. И живет та девка по сей день. Плохо ей там одной, без людей. Но и людям не любит показываться, боится. Но чтобы знали люди, что жива она, Азовка каждый вечер, как стемнеет, зажигает на вершине горы огонек. Многие люди видали тот огонек, девку искали, да не нашли.

Четвертая версия — топонимическая. По предположениям исследователя Н.П.Архиповой, конфигурация скал, местами похожих на острый зубчатый гребень, дает основание полагать что «Азов» есть татарское слово «азау», что в переводе значит «зуб». По мнению А.К.Матвеева, это метафорический перенос с татарского «азау» — «коренной (зуб)». В других тюркских языках это слово еще переводится как «клык», «острие», «жало».

Да уж, немало тайн и загадок окружают Азов-гору. Многие и по сей день живут. Даже сейчас туристы рассказывают друг другу легенду о горной свече. Будто бы каждую ночь, ровно в двенадцать часов зажигается на Азов-горе свеча и горит до рассвета. Кто ее зажигает, и почему она не гаснет на ветру, никто не знает.

Конечно, любого, пришедшего на Азов-гору, интересуют пещеры и как найти в них вход. Ответ есть в сказах Бажова. «Если увидишь где обвал породы, там и вход во владения «старого люда»…На самом деле, таких обвалов очень много, за два часа осмотра горы можно насчитать около десяти. И какой же из этих обвалов — вход в пещеру? А люди-то говорят, что пещеры всё-таки есть. Студенты УрГУ, филологический факультет, собрали рассказы старых людей об этих пещерах.

По рассказу А.Г.Пименовой (1913 г. р.) сперва дед ее спускался в пещеру сам. Потом показывал маленькой внучке вход в пещеру. После, по рассказу Ф.А. Никифоровой (1900 г. р.) отец ее, мальчишкой с друзьями искал ту пещеру. Нашел. Нашел и клад в ней — только не деньги, а ножи разные, кольчуги (сейчас все это хранится в музее г. Екатеринбурга). Всё это было при Бажове, он ездил и смотрел то место, где нашли сокровища. Потом находили люди уже вход в пещеру заваленным.

Если вам повезет, то местные старожилы покажут два излюбленных места Хозяйки Медной горы, где она по преданиям всегда являлась людям. На одном из этих мест студенты местного художественного училища на скале во весь рост нарисовали портрет Хозяйки Медной горы. И все приходящие во владения Хозяйки должны почтить это место, положив полевой цветок или какой-нибудь другой дар леса к ногам Хозяйки.

Недалеко от Азов-горы можно увидеть два больших древних культовых камня: камень Солнца и камень Луны, к которым с незапамятных времен приходили поклоняться язычники. Они стоят недалеко друг от друга — два больших столба причудливой формы.

Вот такая история горы, вот такие легенды.

Наши впечатления

Дорога в гору достаточно простая, но пыльная. Вдоль нее растут ягоды — земляника и черника. Вначале пути мы встретили карту маршрута, беседку с костровищем. По дороге также встречались различные таблички, какие именно увидите сами.

На вершине горы стоят баннеры с легендами Азов-горы, воспоминаниями старожил, выдержками из сказов Бажова.

У подножья горы, напротив дороги ведущей к вершине, есть два туалета.

Такая поездка не займет много времени и подойдет для семей с детьми.

Как добраться

Едем в сторону Полевского, оставляя Курганово, Северский. Проезжаем Полевской, двигаясь в сторону Зюзельского. Проезжаем указатель на Зюзельский, двигаемся в сторону Лавровки.

Проехав три километра, замечаем дорогу направо — как раз на Азов-гору. Слева есть площадка для парковки автомобилей. От дороги до горы около полутора километров по грунтовой дороге. Если у вас внедорожник, можно доехать почти до самой вершины. Мы поднимались пешком около 25 минут.

Видео: Дмитрий Сурин, Анна Рыбакова

Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях