Осмотр Старой Линзы — очень интересное зрелище! Громадный котлован глубиной 80 метров, отвесные ступенчатые стены, водопады, зимой — ледопад, огромное количество старой, почти вросшей в землю, техники! Там и правда есть на что посмотреть!
А история карьера такова. В 19 веке металлургические заводы Сысертского округа нуждались в тальке. В 1843 году в Сысерти начали разрабатывать тальковое месторождение. Но уже в 1905 году добыча талька прекратилась. Одной из главных причин этому стали грунтовые воды, которые затапливали карьер. В результате карьер наполнился водой и превратился в красивое озеро под названием Тальков Камень.
Тальк стали разрабатывать на новом месторождении — в Шабрах. Правда, это произошло спустя почти 30 лет: промышленная разработка месторождения в Шабрах началась в 1931 году, когда стране потребовались огнеупоры. Шабровское месторождение оказалось лучшим для производства огнеупоров, т.к. состояло из тальк-магнезита, который для этой цели и должен был использоваться. Позже от производства кирпича отказались, а тальк добывали уже для резиновой промышленности.
Карьер проработал до 1974 года. Сейчас он находится на консервации. Это означает, что из него откачивают воду, не давая превратиться карьеру в озеро. Но вода делает свое дело. И зимой и летом здесь можно увидеть водопады. Конечно, им не сравниться с Ниагарой, но впечатление они, безусловно, оставляют не маленькое. Зимой вода замерзает и образует отличный ледодром, на котором практически все зимние выходные тренируются альпинисты и скалолазы. Лед здесь небесно-голубого цвета! Вид голубого льда производит неизгладимое впечатление!
Кому-то Старая Линза своими каменными ступенями напоминает древнеегипетские пирамиды. Кому-то — картинку из романов братьев Стругацких: старый экскаватор, рельсы узкоколейки, вентилятор, колеса от телеги… А кому-то напоминает геологический музей…
Всё, что осталось на дне карьера, конечно, является артефактами. Экскаватор напоминает о социалистических временах. Такие экскаваторы выпускали в Польской Народной Республике в 70-х годах и поставляли в СССР. Недалеко от лестницы лежит нечто похожее на бензопилу. Как мне сказали, эта пила — часть машины, которая резала кирпичи. Наверху можно увидеть канатную дорогу. По ней возили кирпич на фабрику.
На дне карьера стоят две будки. В одной живет сторож, но мы не видели его ни разу — ни зимой, ни летом. А во второй будке находится насос, который откачивает воду, поступающую в карьер. Цех, в ведении которого находится карьер, следит за тем, чтобы лестницы, ведущие на дно карьера, всегда были исправны.
Среди тех, кто ездит на Старую Линзу, ходят самые разные слухи про охрану карьера. Например, такие: если вас поймают в карьере — оштрафуют, карьер охраняют очень злые собаки, ни в коем случае не ходить на карьер через проходную, а то точно поймают. Но нам всегда везло, никто никогда нам не мешал лазать в карьере и рассматривать артефакты.
А чтобы вас «не поймали», советуем пройти не через ворота проходной, а по железной дороге, которая проходит вдоль забора, как только забор закончится, вы увидите натоптанную тропинку — поворачивайте на нее, совсем немного — и вы у цели.
Старая Линза — отличное место для прогулки. Один вот только минус — дров здесь нет абсолютно. Вода есть, а вот на чем развести костер — нет. На дне карьера есть много родников. Один из них, говорят, освящал батюшка. Не знаю, может быть, это байка, а может быть, и нет.
Сюда можно приехать на два-три часа, а можно на целый день. Можно большой компанией друзей, можно вдвоем, а можно с семьей-детьми. Я уверяю вас, дети будут в восторге. Да и взрослым очень понравится это место!
Как добраться.
На автомобиле.
Едем по Полевскому тракту до поселка Шабровский. У автобусной остановки поворачиваем налево. Справа видим двухэтажное здание, ворота с едва понятной надписью «Шабровский тальковый комбинат». Карьер находится на территории рудника, проезд на автомобиле возможен только до проходной, далее свободный проход пешком.
На общественном транспорте.
От конечной трамвайной остановки «Южная» каждые 20-30 минут ходит автобус № 105 Екатеринбург-Шабры. Ехать 40 минут, стоимость проезда такая же, как в городском транспорте. Выйдя на конечной остановке и идти по тропинке вдоль ж/д путей, пройти строения, подняться в горочку и повернуть направо к карьеру. Вся дорога от конечной остановки занимает около 20-30 минут.
Фотоальбом от Юрмы Шайтаночкина.
Фотоальбом от lucky.
Фотоальбом от Egoistik@.
Фотоальбом от Ludosik.
Желаю Вам интересных путешествий!
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов