Черноисточинск расположен на берегу очень живописного пруда, отсюда открывается красивейший вид на горы Висимского заповедника.
В этом году городу исполнилось 283 года. Его история, как и история многих уральских городов, связана с Демидовыми и железноделательными заводами.
В 1726 году здесь началось строительство Черноисточиснкого железноделательного завода. На нем чугун переделывали в железо, которое привозили с Нижнетагильского завода.
Черноисточинск был заводским поселком, который активно развивался и рос вплоть до конца 19 века.
В начале 19 века на речках Чауж, Черной, Березовки, Бобровки и примыкающим нашли золото-платиновые россыпи. Затем в середине 19 века была построена Ушковская Канава.
Черноисточинск посещали очень известные люди: немецкий ученый П. Паллас, ученые А. Гумбольт и Ж. Эйрие, художники В.Е. Раев и П.П. Веденецкий и многие другие. Должна признаться, что мне, к сожалению, эти имена неизвестны.
Что касается Черноисточинска, то меня поразил вот такой факт. Первая церковь в городе появилась в 1833 году,
Черноисточинск — это не только железноделательный завод и золото-платиновые россыпи. Это еще и искусственный канал, уникальнейшее творение!
Почему Ушковская канава называется Ушковской — это понятно. Ее построил крепостной гидротехник Клементий Константинович Ушков, по фамилии которого канава и называется Ушковской. Цель строительства канала — обеспечение завода водяной энергией и пополнения Черноисточинского пруда. Почти каждую зиму, когда уровень воды в Тагильском пруду падал, вододействующие механизмы завода останавливались.
Эта проблема была одной из главных в то время. Демидов даже выписал из Франции ученых, чтобы они помогли решить ее. Но ученые сказали, что ничего сделать нельзя. Но это для француза «нельзя»…
А вот почему называется Ушковская канава называется не «канал», а именно «канава»? В нашем понимании канава — это все-таки что-то типа рва, неглубокого и неширокого. Причем обычная канава имеет природное происхождение. Здесь же — рукотворное. Но основное значение — неглубокая и неширокая — сохранилось. Эта рукотворный канал на всех картах указан как река Канава. И даже указатель на дороге показывает «Река Канава».
Конечно, Клементий Ушков был патриотом своей Отчизны, но сделал он все это только ради своих детей. Ему очень хотелось, чтобы они получили вольную и перестали быть крепостными.
В 1841 году Ушков подал прошение, в котором написал свой проект переброски воды реки Черной в Черноисточинский пруд для пополнения в нем воды. Предложение о строительстве «канавы» было выгодно заводу, и его утвердили. Причем, и денег на устройство канала Ушков не попросил. Единственное — попросил заводоуправление продать ему нужные для строительства канала материалы.
В 1848 году канал уже был построен. На речке Черной Ушков создал систему резервных прудков (от слова «пруд») с дамбами шлюзами. На карте и сейчас можно увидеть название — Верхний прудок.
Ушков учел особенности рельефа до такой степени, что добился предельного использования всей воды этой местности. В то время от Ушковской канавы польза была не только для завода, но и для Черноисточинского пруда, т.к. в нем добавилось воды, что позволило увеличить выпуск железа на Черноисточинском заводе. В 1849 году Клементию Ушкову и всей его семье была объявлена свобода, а 10 июля выдана и сама отпускная.
Ушковская канава сохранилась до сих пор, и она до сих пор является водным регулятором Нижнего Тагила.
Ушковская канава объявлена ценнейшим историческим и культурным памятником девятнадцатого века. Она и по сей день удивляет современных специалистов.
Как добраться:
Автомобилем
Выехать из Екатеринбурга по Серовскому тракту. После поста ГАИ (119 км) перед Нижним Тагилом повернуть налево на объездную дорогу по указателю на Серов. Через 12 км будет развязка, нам налево на Черноисточинск.
Общественным транспортом
До Нижнего Тагила добираемся электричкой или автобусом. Если автобусом, то можно с Северного автовокзала в 7.48 утра. На нижнетагильском автовокзале, который находится рядом с ж/д вокзалом, покупаем билеты до Черноисточинска. Автобус ходит каждый час. Билет стоит 30 рублей. На этом автобусе едем до конечной остановки.
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов