Сразу несколько крупнейших турфирм закрылось в течение последних трех недель. Более 30 тысяч туристов оказались за границей в подвешенном состоянии. Не всё так радужно и у тех, кто приобрел путевку на август и осенние месяцы, а таких более 80-ти тысяч человек.
Что же происходит с акулами турбизнеса, как не попасть впросак и как получить свои деньги назад в случае банкротства туроператора? Об этом мы и попробуем сегодня поговорить.
В самый разгар пляжного сезона сразу же 6 туроператоров объявили о своем банкротстве. Напомним, что 16 июля объявила о прекращении деятельности компания «Нева». Это был один из крупнейших и старейших туроператоров России, 25 июля то же самое произошло с компанией «Роза ветров. Мир». Буквально на днях объявил о банкротстве «Экспотур». И следом за ним «Лабиринт». Также стало известно о банкротстве еще одной крупной компании — «ИнтАэр», которое произошло еще 2 августа. А сегодня объявил о приостановке работы «Нордик-Стар».
Так, «Нева» оставила за границей 7 тысяч своих туристов, 17 тысяч купили путевки на август-сентябрь и уже никуда не поедут. С «Экспотуром» и «Розой ветров» бедствие куда менее глобальное, но «Лабиринт» побил все рекорды. По последним данным, пострадало более 60 тысяч человек: 22 тысячи остались на заграничных курортах, их обещают вернуть домой к 12 августа и еще около 40 тысяч являются обладателями путевок на август-сентярь.
Почему же такое происходит? Ведь исчезают не фирмы-однодневки, а компании с многолетним опытом работы на рынке туруслуг. И «Нева», и «Экспотур», и «Роза ветров», и «Лабиринт» работали на туристический рынок всей России.
С этим вопросом мы обратились к Олегу Яковлевичу Аксельроду, директору и основателю туристической фирмы «Ява».
Uralweb: В чем же причина такого невероятного краха?
О.Я. Аксельрод: Прежде всего, нужно понимать, что крупные туроператоры работают по депозиту. Что это такое? Это когда туроператор в начале сезона берет обязательство перед отелями. Он обязуется что будет присылать определенное количество туристов в течение сезона. За это отели предоставляют туроператору очень большие скидки. При этом туроператор договаривается, что оплата будет происходить постфактум, в конце сезона.
Но так получилось, что это был трудный год, и наши туроператоры просто не рассчитали свои силы. Поток туристов по сравнению с 2013 годом значительно упал. А значит, туроператор не может заселить отели в полном объеме забронированных мест.
Также у нас несовершенное страховое законодательство, которое позволяет крупным туроператорам работать, имея страховку, не покрывающую их деятельность.
Uralweb: Как потенциальному клиенту можно избежать покупки путевки у потенциального банкрота?
О.Я. Аксельрод: Прежде всего, выбирайте наиболее солидную, давно работающую турфирму, которая в бизнесе давно и априори не будет работать с ненадежными туроператорами. Обязательно проверяйте, чтобы турфирма, туроператор состояли в Уральской Ассоциации Туризма. Ну и с опаской относитесь к дешевым предложениям.
Также эксперты называют другие причины краха компаний. Это был сложный год. Экономическая нестабильность, падение курса рубля по отношению к евро и доллару, нежелание и боязнь покупки туров по раннему бронированию и многие другие факторы привели к тому, что крупные турфирмы оказались неспособными удержаться на плаву. Некоторые туроператоры заявили о том, что запрет на выезд силовиков очень сильно подрывает их деятельность. Хотя, на наш взгляд, это достаточно сомнительная причина.
По сути, не выдерживают те, кто работает на оборотных средствах, на демпинге и на объемах, а так работают только очень крупные туроператоры.
Немного другая ситуация с «Экспотуром». Эта компания организовывала круизы по Черному морю с остановками в таких портах, как Сочи, Ялта, Севастополь, Одесса. Ориентировалась фирма, прежде всего, на украинских и российских туристов, которые не имели возможности выехать за границу. Но в связи с событиями на Украине «Экспотур» потерял своих украинских туристов. Затем Одессу пришлось поменять на Стамбул, а значит, ушла часть клиентов, которые не имеют загранпаспортов.
Главная сложность сейчас в том, что за рубежом оказалось большое количество русских туристов, которые остались без поддержки туроператора.
На данный момент для туристов обанкротившихся фирм существует несколько проблем. Прежде всего, это требование отелей оплатить и так уже оплаченный номер. С одной стороны понятно — хотельеры не хотят терять деньги. Но, по сути, это противозаконно. Здесь возникла проблема между двумя бизнесменами, потребитель в данном случае не должен страдать. Из всех стран, принявших у себя российских туристов, благородно поступила только Болгария. Там на государственном уровне обязали владельцев отелей принять у себя всех прибывших туристов обанкротившихся туроператоров.
Второй вопрос возникает у тех, кто путевку уже приобрел, но никуда не уехал. Как вернуть деньги?
Конечно же, следует знать о том, что любой туроператор застрахован от таких вот случаев. Поэтому вам следует выяснить, какая страховая компания брала на себя страховые гарантии за данного оператора. И обращаться напрямую к страховщикам.
На данный момент все из обанкротившихся фирм имели солидных страховщиков, поэтому опасаться за не возврат денег не стоит.
Единственно, возник вопрос по отношению к страховой компании «Экспотура». «Адвант-страхование» заявил о том, что возместит денежные средства только тем клиентам Экспотура, которые приобретали свои путевки до 9 июня. Все дело в том, что 9 июня «Экспотур» был исключен из реестра туроператоров, но на данный момент он восстановлен в списках, поэтому с остальными выплатами также проблем быть не должно.
Итог
Чтобы снизить риски от невыезда в отпуск, следует в первую очередь проверять турфирму и туроператора в списках Уральской Ассоциации Туризма. И, как оказалось, проверять страховую, которая несет ответственность за фирму. Ну, и не стоит вестись на слишком дешевые предложения.
За возврат денег опасаться не стоит? Вы же сами упомянули о несовершенстве законодательства в плане страхования, и то, что страховое покрытие не сможет возместить всех убытков клиентов. Страховое возмещение, в случае недостаточного покрытия всех страховых случаев делится поровну (в идеале, конечно же) между всеми пострадавшими. Вот и посчитайте, сколько, когда и кому должны ВСК и ещё более бедное Восхождение. Смех да и только. И это без учёта морального вреда, который, в суде оценится в два, а то и более раз больше.
Если не лень, зайдите на сайт Уральской Ассоциации Туризма, и в новостях вы увидите всё то же самое, что и значит, что никакой гарантии эта организация не даёт. Да ничего по сути она не даёт.
Всё это перестраивать надо и доводить до ума, чтобы люди повыше работать наконец начали, а не только лишь зарабатывать. О чём с деловым и гордым видом наш премьер-министр заявил накануне. У нас ведь в России как - пока петух не клюнет, мужик не перекрестится!
Вобщем ам/тг ) если не забыли ещё эту аббревиатуру!
Исправьте, пожалуйста, опечатку!
И часто самому лететь дешевле чем с турфирмой.
Нет ничего сложного
первый раз все равно страшно
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов