«Чужой: Ромул». Рецензия на возвращение легендарного космического хоррора

Лучший фильм о чужих за последние десятилетия.
«Чужой: Ромул». Рецензия на возвращение легендарного космического хоррора

Оригинальный Чужой за авторством Ридли Скотта вышел в далёком 1979 году, но, что удивительно, он даже в 2024 году может испугать своей тягучей атмосферой неизвестности, практически бессмертным антагонистом и чувством обречённости, которое постепенно начинает испытывать весь экипаж (может быть, за исключением Эллен Рипли, которую великолепно сыграла Сигурни Уивер). С тех пор фанаты нарекли этот фильм эталоном космического хоррора.

Конечно же, настолько ошеломительный успех породил множеством продолжений. Однако в фанатских кругах только первые три фильма франшизы считают каноном — Чужой, Чужие, за которые отвечал Джеймс Камерон, а также Чужой 3, снятый Дэвидом Финчером. Довольно благосклонно относятся к Чужому 4 от Жана-Пьера Жёне, хотя и с многочисленными оговорками. Однако всё, что было после — стараются не замечать.

Настоящим кошмаром для фанатского сообщества стали Прометей и его сиквел Чужой: Завет. Если Прометей ещё можно было рассматривать в качестве произведения по мотивам, то вот его продолжение оказалось настоящей издёвкой над ксеноморфами. Здесь были и совершенно недееспособные учёные, разгуливающие по неизвестным планетам без какой-либо защиты, и максимально глупые их поступки, и картонные персонажи. И, судя по всему, было решено забыть всё это, как страшный криосон.

События «Чужого: Ромул» происходят в промежутке между первым и вторым фильмами. Печально известная корпорация «Вэйланд-Ютани» подобрала труп убитого Рипли монстра, после чего над ним начали проводить исследования, которые, судя по всему, закончились успешно. Однако про это не знала небольшая группа молодых колонистов.

Главные герои — молодые ребята, всю жизнь прожившие в колонии «Звезда Джексон», откуда у них нет почти никакой возможности уехать. Единственный их шанс — это дрейфующая на орбите колонии станция всё той же «Вэйланд-Ютани», откуда они планируют «позаимствовать» криокапсулы, благодаря которым они смогут погрузиться в глубокий сон на несколько лет и долететь до соседней звёздной системы. Конечно же, на борту космосудна их ждут.

Главное достоинство нового «Чужого» — это бережное сохранение эстетики ретрофутуризма. Авторы сознательно отказались от излишней цифровизации «Ромула». CGI всё же используется, но лишь в редкие моменты. Здесь, как и в оригинальных фильмах, все компьютеры аналоговые, мониторы у них «пузатые», отчёт о происшествии можно ждать полгода, а полёт в другую звёздную систему занимает несколько лет. Даже компьютерные игры в 2142 году, по версии режиссёра Феде Альвареса, напоминают многими уже позабытое Dendy, а никак не современные шутеры.

Кроме того, пристальное внимание режиссер «Ромула» уделил рассыпающейся космической станции, представляющей собой смертельную ловушку для наших героев. Узкие, но длинные, коридоры, некогда стерильные лаборатории, подтопленные технические помещения, и почти всегда явный недостаток источников освещения — всё это подозрительно походит на охотничьи угодия опасного хищника. Хотя почему «походит»? Это они и есть.

Остаётся ощущение, что Альварес изначально не претендовал на то, чтобы поставить «Ромул» в один ряд с признанными канонами — не хватает самобытности. Режиссёр набирает хорошо узнаваемые ситуации из разных частей. Есть здесь андроид-перебежчик, есть эпизод с отстрелом многочисленных чужих, есть свой гибрид ксеноморфа и человека, да даже финальная сцена напоминает первый фильм.

Впрочем, всё же есть несколько новых сцен: побег от орды фейсхаггеров (лицехватов) и пролёт сквозь кистотный дождь в невесомости. И как будто бы чуть больший акцент сделан на бодди-хорроре.

И если бы ко всему этому в «Ромуле» присутствовал хотя бы просто нормальный сценарий, то можно было бы сказать, что перед нами преемник легендарной франшизы. Но абсолютная картонность персонажей, как и их диалоги, очень портят впечатление. Азиатка-пилот, вечно блюющая беременная, ненавидящий роботов парень, экс-бойфренд главной героини, протагонистка Рейн (Кейли Спейни) и тот самый андроид Энди (Дэвид Джонссон Фрейн).

Если Кейли просто смотрится «нормально», косплея неподражаемую Рипли, то вот роль Дэвида получилась куда интереснее. По сути, ему пришлось примерять на себе две разные роли: милого и заботливого домашнего робота Энди и безжалостного пса корпорации Энди. Все остальные актёры просто теряются на его фоне, кроме, может быть, ещё одного персонажа-андроида — Иэна Холма.

Между прочим, сам Холм умер в 2020 году, однако его внешность «злого синтетика» стала настько культовой, что было решено его «оживить», использовав записанный цифровой образ. На озвучку для этого пригласили актёра, чей тембр голоса похож на тот, что бы у Иэна. Забавно, что лучше всего в этом фильме оказались прописаны именно «синтетики».

Ещё один досадный недостаток: логические несостыковки, которых всегда старались избегать мастодонты жанра. Вот зачем вроде бы умный андроид выдаёт людям оружие и просит их не стрелять? Аргументируя свои словам тем, что чужие якобы не будут нападать сразу… Или как можно решиться вколоть себе некую странную вакцину? А каким таким образом группа молодых людей вообще смогла засечь брошенную космическую станцию на орбите, в то время как власти её проглядели?

Феде Альварес попытался создать кино, которое бы объединило молодых и старых фанатов франшизы. Местами у него действительно получилось — атмосфера и проработка локаций, а также саспенс здесь на высшем уровне, однако проблемы с логическим цепочками и общая слабость сценария значительно портят общее впечатление. Но даже в таком виде это лучший выход ксеноморфов на большие экраны в XXI веке.

7,5 из 10

Купить билеты

Комментарии (всего: 1)
nickan 13 сентября 2024 года в 13:56
саспенс


Нормальные слова разве нельзя использовать? Зачем эти извращения?
-1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях